Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДОБНАГО МАКСИМА ГРЕКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДОБНАГО МАКСИМА ГРЕКА

СОСТАВИЛЪ священникъ А. Синайскій.

Въ 1-мъ изданіи книга учебнымъ комитетомъ при Святѣйшемъ Синодѣ допущена въ библіотеки

Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать разрѣшается. С.-Петербургъ, 23 января 1902 года.
Старшій цензоръ, Архимандритъ Антонинъ

Преп. Максимъ Грекъ-святогорецъ въ своей жизни и дѣятельности представляетъ замѣчательное явленіе въ исторіи русскаго общества ХVІ в., какъ времени продолжительнаго броженія, колебанія и борьбы новыхъ религіозно-церковныхъ нонятій и иноземныхъ вліяній съ господствовавшимъ невѣжествомъ и назрѣвшею потребностью въ очищеніи застарѣлыхъ недостатковъ, умственныхъ и нравственныхъ.

Въ лиц

ѣ преп. Максима Грека, съ одной стороны, слышится идеальный свѣтлый голосъ самоотверженнаго дѣятеля и невиннаго страдальца-мученика, а съ другой—обнаруживается полная слабость единичныхъ силъ для скораго и плодотворнаго воздѣйствія на установившійся вѣками складъ поняты русскаго общества; въ лицѣ преп. Максима Грека можно, далѣе, видѣть выраженіе и завершеніе того греко-византійскаго вліянія на Русь, какое она воспринимала въ предшествовавшее время чрезъ живыя отношенія и сношенія съ греками и усвоеніе ихъ книжнаго богатства. Имѣя въ виду жизнь и литературно-церковные труды преп. Максима Грека, можно сказать, что онъ былъ самый видный и идеальный на Руси представитель греко-православнаго просвѣщенія, безкорыстный и скромный, но въ то же время и самый несчастливый, если можно считать несчастіемъ великодушно- перенесенныя и невинныя страданія за правду и убѣжденія, долженствующія вполнѣ и достойно вознаградиться въ .будущей жизни отъ всеправеднаго и нелице- пріятнаго Судіи. Главное и неоспоримое значеніе пред. Максима Грека, съ дерковно-исторической точки зрѣ- нія, состоитъ въ томъ, что онъ первый рѣшительно и внушительно показалъ то, какъ далеко стаяла Русь въ своей жизни отъ истиннаго христіанскаго идеала, одно- стороннимъ и неправильнымъ осуществленіемъ котораго она довольствовалась и даже гордилась. Съ этой именно стороны заслуги преп. Максима Грека представляются и признаются незамѣнимыми; потому что онъ о писалъ- русское общество во время своего, довольно продолжи- тельнаго времени, такъ характерно и вѣрно, какъ нельзя лучше и представить его на основаніи остальныхъ до- стовѣрныхъ источниковъ, всѣхъ въ совокупности взятыхъ. Въ сочиненіяхъ преп. Максима Грека не только усматриваются недостатки и особенности русскаго общества, но и находятся объясненія нѣкоторыхъ весьма важныхъ фактовъ и явленій, возникшихъ и развившихся впослѣдствіи на почвѣ указанной наблюдательности преп. святогорца (какъ наприм. обрядовое направленіе русскихъ XYI в., изъ каковаго направленія, какъ одного изъ главныхъ факторовъ, образовался расколъ старообрядства въ XYII в.). При оцѣнкѣ сочиненій преп. Максима Грека нужно имѣть въ виду еще и то, что авторъ ихъ былъ лишенъ свободы, находился въ заточеніи, слѣдовательно составлялъ (большинство) ихъ при самыхъ неблагопріятныхъ условіяхъ.

Личность и заслуги преп. Максима Грека, достаточно оцѣненныя въ ученой литературѣ, побуждаютъ ожидать ббльшаго вниманія къ нему со стороны ученаго потомства, чѣмъ какое оказано преп. Максиму до на- стоящаго времени. Современное состояніе науки русской церковной исторіи и научныя строгія требованія уже не удовлетворяются тѣмъ, что написано о преп. Максимѣ Грекѣ, начиная отъ 1822 г. до 1860 г., когда.были изданы сочиненія Максима при казанской академіи. Объ изданіи сочиненій преп. Максима нужно сказать, что оно не полно; многія догматико-полемическія сочиненія преп. Максима, написанныя на книжномъ славяно-русскомъ языкѣ по греко-латинской конструкдіи, оставлены безъ перевода на русскую рѣчь, отчего они, по справедливому замѣчанію м. Макарія (истор. р. церкви, т. VII, стр. 303—4) весьма затруднительны для пониманія; къ изданію не приложено ни біографіи Максима Грека, ни характеристики его литературныхъ трудовъ біографіи преп. Максима Грека въ настоящее время неимѣется въ продажѣ.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Незадолго пред сим ты спросил нас, когда и как произошло отлучение латинян от греков и от святой Божией Церкви, и каким образом они изобрели себе новый закон, по которому приносят в жертву при служении опресноки, и хулу на Святого Духа, и усе

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

По мере живущей во мне благочестивой веры и на сколько содействовала благодать Святого Духа, мы изобличили уже и иудейское зловерие, и еллинское нечестие и латинские ереси; богомерзких же агарян многоразличное нечестие и бесовскую прелесть ес

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.