Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
|
||
3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
|
МАКСИМЪ ГРЕКЪ И ЕГО ВРЕМЯ.
Историческое изслѣдованіе В. С. Иконникова.
Изданіе 2-е, исправленное и дополненное.
КIЕВЪ 1915
СОДЕРЖАНIЕ
Глава I. Вызовъ книжнаго переводчика въ Москву при вел. кн. Василіѣ Ивановичѣ. -Взглядъ на состояніе книжнаго дѣла въ древней Руси.—Порча книгъ и попытки ихъ исправленія.—Роль переводчика при Василіѣ Ш.—-Отношение вызова его къ порчѣ книгъ жидовствующіми . . 1—36
Глава И. Выборъ книги для перевода.—Кому могла принадлежать иниціатива въ этомъ дѣлѣ. -Избраніе Максима Грека и его назначеніе.- Отноиіеиіе къ этому дѣлу константнопольскаго патріарха 30—51
Глава III. Политическая и нравственный черты византійскаго общества въ эпоху упадка.—Латинское и турецкое завоеванія.—Умственное состояніе.—Представители греческой школы.- Сближеніе съ Западомъ. Унія.—ГІереселе- ніе грековъ па Западъ М. Исидоръ и Виссаріонъ Нлкейскій.—Максімъ Грекъ 51—83
Глава IV. Возрожденіе наукъ на Западѣ.—Путешествіе Максима Грека въ Италію.—Посѣщеніе университетовъ.— Встрѣчи и характеристики лицъ.—Вопросъ о вліяніи на него Іеронима Савонаролы.—Взглядъ Максима Грека на жизнь и науку Запада.—Его мнѣніе о словесныхъ наукахъ и философіи. — Аскетическое настроеніе Максима Грека.— Удаленіе его на Аѳонъ 84—149
Глава V. Сношенія Москвы съ Турціей и Крымомъ.—Прибытіе Максима Грека въ Россію.- Его назначеніе.—Защита правь патріарха.—Обзорь великоняжеской эибліотеки,—Переводная дѣятельность М. Грека.—Критическое отношеніе его къ прежнимъ переводамъ.—Требованія М. Грека оть переводчиковъ и исправителей книгъ,—Значеніе М. Грека въ исторіи русской грамматики. — Недовольство, вызванное его исправленіями 150—187
Глава VI. Общій характеръ сочиненій Максима Грека и ихъ изданія. — Общественное ихъ значеніе,—Явленія, вызвавшія его на литературное поприще. — Остатки ереси жидовствующихъ и полемика съ ея послѣдователями.—Вопросъ о соединеніи церквей.—Полемика противъ лати- нянъ.—Ея вліяніе на отношенія къ римской церкви.— Кто былъ защитникомъ соединенія при М. Грекѣ? — Полемика М. Грека противъ магометанства; политическиея характеръ.—Его сочиненія противъ армянъ и въ защиту христіанства противъ язычества. — Историческое значеніе
религіозной полемики въ древней Руси 187—260
Глава VII. Сочиненія Максима Грека, вызванныя рас- иространеніемъ звѣздочетства.—Астрологія на Западѣ.—Характеръ астрологическихъ статей, извѣстныхъ въ Россіи.— Обличенія, направленные противъ нихъ.—Полемика Максима Грека.—Идея о близкой кончинѣ міра.—ІІроисхожденіе ея и распространеніе въ Россіи.—Отношеніе къ ней Максима Грека 260- 306
Глава VIII. Связь звѣздочетства сь апокрифической литературой.—Анокрифическія произведения въ Византіи и у славянъ. Распространеніе ихъ въ Россіи; содержаніе ихъ и характеръ.—Отношеніе апокрифовъ къ раціоналистическішъ ученіямъ.—Полемика противъ нихъ до Максима Грека и способъ его возраженій. Разборъ сказаній: Афродитіана и Луцидаріуса; о незахожденіи солнца во всю свѣтлую недѣлю; о грамотѣ, сосланной съ неба; о рукописаніи грѣховномъ; объ Іудѣ предателѣ,—Возраженія противъ толкованій Іоанна Людовика Вивеса на книгу Августина Блаженнаго: „De civitate Dei". Вопросъ о размноженіи рода человѣческаго,—Общій характеръ критики М. Грека.—Вѣра въ волшебство. Обличенія М. Грека противъ волхвованія . . 306—360
Глава IX. Утвержденіе аскетическихъ началъ въ русскомъ обществѣ.—Аскетическія воззрѣнія Максима Грека,- Склонность къ монастырской жизни,—Распространеніе монастырей.—Причины ихъ обогаіценія,—Недостатки монастырской жизни,—Обнаруженіе ихъ въ литературѣ.—Вопросъ о недвижимой собственности монастырей.—Два направленія среди представителей монашества. — Борьба противниковъ.— Князь Вассіанъ ІІатрикѣевъ-Косой и м. Даніилъ.- Обличенія Максима Грека.—Средства, предложенный для исправленія монастырскихъ нравовъ.—Вліяніе обличеній М. Грека.—Требоваиіе о возстановленіи древнихъ уставовъ. -Неудача этой мысли 361—425
Глава X. Взаимныя отношенія разныхъ классовъ общества.—Мѣстпыя и экономическія условія быта.—Управление и судъ.—Нравы общества.—Отношеніе къ нимъ обличительной литературы и Максима Грека.—ІІризнакй закрѣпощенія.—Опасность переворота 425—455
Глава XI. Судъ надъ Максимомъ.—Связь его съ опальными —Беклемишевымъ-Берсенемъ и Жаренымъ.—Ихъ бесѣды о положеніи Россіи и сношенія съ турецкимъ посломъ Скиндеромъ.—Соборъ 1525 г.—Обвиненія по поводу исправленія книгъ,— Ссылка въ Волоколамскій монастырь.— Вторичный судъ (1531 г.).—ІІродолженіе прежнихъ допросовъ.—Связь новаго суда надъ Максимомъ Грекомъ съ дѣломъ Вассіана но поводу „Житія Богородицы" и со смертію турецкаго посла 455—490
Глава XII. Дѣло Вассіана ІІатрикѣева-Косого.—Торжество іосифлянъ и пораженіе заволжцевъ.—Вторичное осужденіе Максима Грека.—Заточеніе въ тверской Отрочъ монастырь.—Судьба его сторонниковъ,—Покровительство ему еп. Акакія.—Слово Максима Грека по случаю тверскаго пожара 1537 г.—Собраніе сочиненій. Похвально слово по поводу побѣды надъ татарами въ 1541 г.—Новые труды.— Неудачная попытка примиренія съ м. Даніиломъ.—Оправдательные статьи.—Хлопоты Максима Грека объ освобожденіи. Участіе въ томъ восточныхъ патріарховъ и аѳонской братіи.—Сближеніе съ кружкомъ м. Макарія и Сильвестра.— Вниманіе къ нему Ивана IV.—Участіе игум. Артемія.— ІІеремѣщеніе въ Троицкую лавру.—Вліяніе сочиненій М. Грека на рѣшенія Стоглаваго собора.—Вопросъ о монастырскихъ имуществахъ.—ІІредложеніе М. Грека о школахъ.— Отношеніе его къ началу книгопечатанія въ Россіи . . 490—528
Глава XIII. ІІереселеніе Максима Грека въ Троицкую лавру.—Близость Артемія къ нему.—Благопріятели Максима Грека. -ІІоѣздка царя по монастырями—Порядки монастырскаго быта въ представленіи Ивана Грознаго.—Характеристика Максима кн. Курбскимъ.— Вопросъ о престолонаслѣдіи.—Дѣла Башкина, Висковатаго и Ѳеодосія Косого.—Послѣдствія этихъ процессовъ ... 528—560
Глава XIV. Вопросъ о вліяніи пребыванія Максима Грека въ Италіи на образъ его мыслей.—Іеронимъ Савонарола и М. Грекъ—историческая параллель.—Значеніе его въ исторіи русскаго просвѣщенія. — ІІослѣдователи, ученики и почитатели М. Грека.—Степень распространенности его сочиненій, списываніе и собранія ихъ.—ІІечатныя изданія.—ІІочитаніе М. Грека. Его житія.—Историческая оцѣнка его дѣятелыюсти 560—593
Дополненія 595—604
Указатель личныхъ именъ 1—17
Указатель географическихъ названій 18—21
Важнѣйшія погрѣшности і—иі
Приложенія: два изображенія Максима Грека, его автографъ изъ греч. Псалтири 1540 г., съ записью его на ней и съ переводомъ ея и записью аѳонскаго архим. Ѳеофана 1665 г.
ПРЕДИСЛОВІЕ.
Первое изданіе настоящаго труда вышло въ свѣтъ ровно 50 лѣтъ назадъ Напечатанный въ небольшомъ количествѣ экземпляровъ, трудъ этотъ въ скоромъ времени сталъ библіографическою рѣдкостью. Съ тѣхъ поръ авторъ неоднократно намѣревался приступить къ новому его изданію; но необходимость въ нѣкоторыхъ измѣненіяхъ, на- копленіе новыхъ матеріаловъ и отвлеченіе другими работами все болѣе отдаляли отъ него осуществленіе этого желанія. Тѣмъ не менѣе, въ 1910 г. ему удалось настолько воспользоваться досугомъ, что въ ближайшее затѣмъ время онъ въ состояніи былъ осуществить свое давнее предположеніе. Насколько эта задача оказалась, однако, сложною, видно изъ того, что въ настоящемъ видѣ предлагаемый читателямъ трудъ является увеличеннымъ почти вдвое. При всемъ томъ авторъ не могъ взять на себя полной передѣлки, какъ потому, что это значило бы задаться цѣлью написать совершенно новое изслѣдованіе, такъ и потому, что онъ, при другихъ занятіяхъ, все-таки не располагалъ болѣе значительнымъ временемъ,
Въ настоящемъ второмъ изданіи приложены: два изображенія Максима Грека —одно, снятое съ находящагося при изданіи его сочиненій, съ весьма предупредительнаго согласія Редакціи „Православнаго Собесѣдника", а другое, съ помѣщеннаго въ обширномъ изданіи Н. П. Лихачева: „Матеріалы для исторіи русскаго иконописанія", любезно предоставлен- нам въ распоряжение автора; автографъ Максима Грека, заимствованный изъ греческой Псалтири 1540 г. съ записью его на ней, полученный, при посредствѣ академика А. И. Соболевскаго; наконецъ, указатель именъ, составленный женою автора: Всѣмъ имъ, за это содѣйствіе, считаю долгомъ принести глубокую признательность, какъ равно: Е Ф. Шмурло и В. И. Забугину, содѣйствовавшимъ сообщеніями изъ малодоступныхъ изданій и нѣкоторыми указаниями, которыя отмѣчены въ самомъ текстѣ.
Авторъ проситъ также обратить вниманіе на приложенный погрѣшности, происшедшія отчасти по причинѣ сложности корректуры, а отчасти не по винѣ составителя книги.
ВВЕДЕНIЕ.
Имя Максима Грека стоить въ средоточіи русской литературы ХМ вѣка; его сочиненія не оставляюсь въ сторонѣ почти ни одной черты современной общественной жизни и самъ авторъ ихъ образовала, около себя большой кругъ учениковъ и иослѣдователей. Въ этомъ отношеніи его личность и сочиненія пріобрѣтаютъ весьма важное историческое значеніе. Такое положеніе Максшгь Грекъ занялъ. благодаря своему широкому образованію и необычайной воспріимчи- вости къ окружавшимъ его явленіямъ и событіямъ. Вырванный случайно изъ близкой ему обстановки, онъ былъ брошенъ въ иную среду, которую могъ бы пройти мимо, но чтобы понять послѣднюю—онъ ' долженъ былъ всесторонне ее изучить, начиная съ языка, на которомъ сталь писать и писалъ много. Для такого наблюдателя каждое новое или подмѣченное имъ явленіе служило уже матеріаломъ. Это тѣмъ болѣе заслуживаете вшшанія, что самое появленіе Максима Грека въ Россіи было обусловлено определенной сферой дѣятельности. Но исходъ XV в. и наступившая эпоха были времеиемъ общественпаго движенія на Западѣ и въ Россіи. Ученикъ эпохи возрожденія и современннкъ религіознаго броженія въ Италіи и Западной Европѣ вообще, Максимъ Грекъ не могъ не внести духа борьбы за извѣстные идеалы и нравственной реформы въ русское общество, въ которомъ были своеобразный явленія соотвѣтственнаго характера. И онъ является здѣсь то облнчите- лемъ, то проводникомъ новой мысли и иовыхъ стремленій, оставаясь, однако, въ этомъ случаѣ вѣрнымъ своей главной—религиозной цѣли. Онъ реформатора но исключительно нравственной стороны религіозной жизни; онъ новаторъ въ сферѣ понятій, но до тѣхъ поръ, пока эти стремленія не идутъ въ разрѣзъ съ его религіозными мнѣпіями. Пройдя школу отрицанія, онъ сталъ болѣе коисервативнымъ тамъ, гдѣ отрицаніе стремилось поколебать его завѣтиыя убѣжденія. Такнмъ образомъ и въ этой сферѣ, и въ личной дѣятелыюсти Максима Грека мы найдемъ много сходнаго между явлеиіями и дѣятелямп общественной жизіш XVI вѣка въ Россіи н на Западѣ.
ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА
Воспой, душа, божественных апостолов Петра и Павла, верховных над прочими и первопрестольных, прекрасно утвержденные звезды церкви Христовой, которые животочиыми сияниями света божественных учений обратили народы от мерзостной прелести идоль
ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА
Из числа многих признаков свойства и действия истинной и совершенной любви по Бозе, исчисленных божественным Апостолом, наиболее доказательными признаками сего я признаю то, чтобы не радоваться о неправде, а радоваться о истине. Тот воистину