Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Список фотографий к отчету об археологических раскопках в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в июне – июле 1996 года по обретению святых мощей преподобного Максима Грека

Расположение иллюстраций передает методику проведения археологических раскопок, приведших к обретению святых мощей прп. Максима Грека. При разработке плана раскопок учитывались две задачи, которые предстояло решить: во-первых, проверить правильность или ошибочность предположения Г. Красноцветова, увидевшего в одном из обнаруженном им погребенном при раскопках 1942 г. останки прп. Максима Грека и, во-вторых, проверить правильность чертежа 1778 г., согласно которому захоронение прп. Максима Грека находится к западу от обнаруженных Красноцветовым останков. Раскопки были начаты с участка между вторым и третьим пилонами Северной стены храма Св. Духа.

Рис. 1

Начальный  этап  этих  работ.  Слева  на  снимке  –  фигура  архим.  Матфея (Мормыля), регента братского хора ТСЛ, наблюдающего за началом работ.

Рис. 2

Начало земляных работ на участке между 3 и 4 пилонами.

Рис. 3

Общий вид раскопа после снятия современной вымостки и подстилающего его слоя

Рис. 4

Снятие современного покрытия и подстилающего слоя к северу от пешеходной дорожки и наблюдение братией Лавры за ходом работ.

Рис. 5

Общий вид раскопок после открытия северной стены пристройки помещения 1867 года (стена слева).

Рис. 6

Рабочий момент раскопок

Рис. 7

В раскопках принимают участие студенты Московских духовных школ и братия Лавры.

Рис. 8

Северная стена Северной пристройки после ее окончательных раскопок.

Рис. 9

Общий вид раскопа после открытия первых захоронений, обнаруженных впервые в 1942 году Красноцветовым (на снимке покрыты белыми погребальными пеленами).

Рис. 10

Рабочий момент раскопок.

Рис. 11

На месте обозначенном на чертеже 1778 года обнаружены честные останки прп. Максима Грека. На фото участники раскопок снимают слой земли, перекрывающий честные останки1 (позади рабочей группы).

Рис. 12

Честные останки прп. Максима, покрытые схимническим одеянием, переложенные в переносную раку и приготовленные для изнесения.

Рис. 13

Святейший патриарх Московский и Всея Руси и священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Алексий II выходит из Духовской церкви для совершения молебного пения прп. Максиму Греку.

Рис. 14

Начало молебного пения.

1 В соответствии с каноническими церковными установлениями определен следующий порядок обретения св. мощей: после проведения соответствующих работ подробный отчет со всеми доказательствами принадлежности обнаруженных честных останков определенному святому направляется Св. Патриарху для рассмотрения. Только после получения первосвятительского благословения они могут быть изнесены для молитвенного поклонения и стать частью литургической жизни Церкви.

Рис. 15

Братия Лавры во время молебного пения.

Рис. 16

Святейший патриарх на краю раскопа совершает каждение честных останков прп. Максима Грека, находящихся внутри раскопа.

Рис. 17

Святейший патриарх читает молитву прп. Максиму Греку перед его святыми мощами. Общий вид.

Рис. 18

То же. Детали.

Рис. 19

Участники обретения честных мощей прп. Максима Грека поднимают их и передают братии Лавры.

Рис. 20

Братия Лавры принимает святые мощи.

Рис. 21

Перенесения честных мощей прп. Максима Грека от места обретения в Ду-ховскую церковь.

Рис. 22

Св. Патриарх совершает литию перед останками почившей братии Лавры.

Рис. 23

Археологи и антропологи во время работы.

Рис. 24

Участники обретения св. мощей прп. Максима Грека и переложения их из временной раки после окончания работ перед св. мощами. Четвертая справа ― академик РАН Татьяна Ивановна Алексеева и пятый слева ― руководитель работ Беляев Сергей Алексеевич.

Рис. 25

Участники раскопок после завершения работ.

Рис. 26

Участники раскопок возле Духовской церкви.

Рис. 27

Иеродиакон Иоанн (Макаров) ― автор представленных фотографий.

Рис. 28 Рис. 29

Два надгробия, обнаруженных во время обретения св. мощей прп. Максима Грека.

Рис. 30

Св. мощи прп. Максима Грека перед переложением их в постоянную раку.

44

 

Список чертежей к отчету об археологических раскопках в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в июне–июле 1996 года по обретению святых мощей преподобного Максима Грека

Чертеж 1

План раскопа между 1 и 2 пилонами северной стены Духовской церкви.

Чертеж 2

План раскопа между 2 и 3 пилонами северной стены Духовской церкви.

Чертеж 3

Разрез раскопа между 1 и 2 пилонами северной стены Духовской церкви.

Чертеж 4

Схема погребения преподобного Максима Грека.

Чертеж 5

Духовская церковь и Максимова палатка, план, общий вид; чертеж 1778 г.

Чертеж 6

Максимова палатка крупным планом; чертеж 1778 г.

45

 

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Рис. 3

 

Рис. 4

 

Рис. 5

 

Рис. 8



 

 

Рис. 24

Участники раскопок слева направо: Сергий Забелин, Максим Михайлов, Сергей Жихарев, Сергей Алексеевич Беляяев, далее три женщины - антропологи, Леонид Севастианов, Игорь Шаповалов, Дмитрий Николаев.

Рис. 26

Участники раскопков слева направо: Верхний ряд Сергей Пантелеев, Сергий Забелин. Средний ряд Максим Михайлов, Николай Сахаров,. Сергей Алексеевич Беляев и иеродиак. Иоанн (Макаров). Ближний план Сергей Жихарев


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Предисловие к настоящему слову неизвестного автора, помещенное в рукописях и в печатном академическом издании в виде Сказания о Николае немчине

„Этот Николай Булев был в богоспасаемом граде Москве долгое время, в начале восьмой тысячи лет, в

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Незадолго пред сим ты спросил нас, когда и как произошло отлучение латинян от греков и от святой Божией Церкви, и каким образом они изобрели себе новый закон, по которому приносят в жертву при служении опресноки, и хулу на Святого Духа, и усе

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.