Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

ПРИЛОЖЕНИЕ.ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТЧЕТА Г. КРАСНОЦВЕТОВА О РАСКОПКАХ В СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ В 1942 Г.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ
 На территории б. Троицко-Сергиевской Лавры в 1942 г.
Город Загорск

В конце лета 1942 г. Загорским Художественно-историческим музеем были произведены археологические раскопки на территории б. Троицко-Сергиевской Лавры, у Духовской церкви.

Помимо основных задач, связанных с реставрацией Духовской церкви, очень ценного памятника древнерусского зодчества, занимающего одно из видных мест в Лаврском ансамбле, археологические работы имели целью и исследование захоронений у Северной стены Духовской церкви, на месте разобранной Максимовской палатки–часовни, где погребен Максим Грек и другие лица.

Участок раскопа, охватывая площадь б. Максимовской палатки, занимал 32 кв. м; с одной стороны он примыкал непосредственно к северному фасаду Духовской церкви, с трех остальных сторон ― ограничен фундаментом, сохранившимся от разобранной Макси-мовской палатки (XIX в.). К раскопочным работам было приступлено 23 июля 1942 года. Работы проводились постепенно: в три приема, что было вызвано, с одной стороны ― условиями проведения реставрационных работ, с другой стороны ― увеличением объема исследовательских работ, связанных с прирезкой дополнительных участков раскопочной площади.

В соответствии с намеченной программой по архитектурно-археологическому исследованию Духовской церкви в раскопочные работы входили задания:

A) освобождение частей цоколя Духовской церкви, закрытых постепенно нараставшей вокруг его земляной насыпью со стороны Северного фасада, где прилегала пристройка ―Максимовская палатка;

Б) выявление фундамента Духовской церкви; способа кладки фундамента и глубины его залегания;

B) определение основного грунта, на котором построено здание;

Г) выявление архитектурных деталей, стройматериалов сооружений, связанных с захоронением Максима Грека.

Раскопки были начаты с освобождения и переноса надгробной плиты, находившейся на поверхности земли, у С-3 угла церкви, в расстоянии 83 см от угла. Надгробная плита почти непосредственно прилегала к Северной стене церкви; плита прямоугольная, продолговатой формы, слегка расширяется кверху, белокаменная (из известняка), размеры ее: длина 190 см, ширина 70 см, в нижней части ― 85 см, толщина 38 см; верхняя часть плиты с лицевой стороны имеет надпись ― простую (вязь) и орнаментальную рамку с рисунком жгута; нижняя часть плиты (боковая) украшена геометрическим треугольным орнаментом; надпись и орнаментальные рисунки ― врезные; текст надписи расположен в верхней части плиты, имеет 4 строчки, буквы высотою 10 см высечены неглубоко; орнаментальный рисунок стерт, еле заметен; памятник датирован 1570 годом, имеет надпись ― «На память святых мученик Терентия и Неонилы представился раб Божий князь Андрей Иванович Ряполовской».

Первой раскопочной работой была проходка траншеи размером: длина 4 м, ширина 1,5 м, глубина 2 м 10 см, заложенной от С.З. угла Духовской церкви вдоль Северного фасада церкви. В процессе раскопки траншеи обнаружено следующее:

Под верхним слоем земляной поверхности залегал светло-серый песчаный слой толщиной 0,35-0,40 см, в значительной своей части засоренный строительным мусором с включением кирпича-половняка и отдельных целых кирпичей (разм. 25 х 11 х 6 см; 31 х 15 х 9 см).

Темносерый песчаный слой, мощн. 15 см с примесью строительного мусора; на глубине 0,50 см от поверхности, в Центральной части раскопа, был обнаружен настил из 11 белых клинообразных кирпичей (разм. 30 х 6 и 7 см), расположенных в один ряд.

На глубине 0,55-0,60 см была выявлена вымостка из отвердевшего известкового раствора, лежащая на буте; известковый слой, как выяснилось дальше, проходил по центральнойчасти всей раскопочной площадки ― 3 х 1 м. Известковая прослойка в среднем имеет толщину 10 см. По характеру структуры известковый слой может быть отнесен к концу XVII в. (см.Лабораторное исследование технической лаборатории Г.Т.Г. в приложении к отчету). Инв.№        .

Подстилающим слоем известкового раствора была темносерая насыпь ― (бут) со значительным включением битого кирпича и половняка и др.. В этом слое найдено: две медныхмонеты «деньга» за 1749 г. и 1743 г. и две реберных кости человека, очень плохой сохранности; инв. №             .

На глубине 0,80 см от поверхности, у С.З. угла церкви, почти под надгробием Ряпо-ловского обнаружена плита надгробная, свидетельствующая о захоронении некоего Антония Дмитровца. Плита из белого камня-известняка имеет прямоугольную продолговатую форму (разм.: длина ― 160 см, ширина ― 55 см, толщина ― 8 см); извлечена из земли (слой желтого суглинка) в разбитом виде на 10 частей; некоторые части плиты оказались утраченными; плита хорошо отесана, поверхность ее представляет гладкое поле, украшенное врезным орнаментом, состоящим из мелких трехугольников, расположенных рядами; трехугольный орнамент (шир. 2-4 см) покрывает края лицевой поверхности плиты и проходит по середине ее двумя расходящимися тягами с круговой композицией в центре; в верхней части плиты помещена надпись, расположенная в 4 строчки с текстом:

(Надпись, очевидно, следует читать:

« Представися раб Божий Антоний инок …

Антипа Дмитровец).

В верхней части плиты, на отбитом куске, сохранились орнамент и буквы … « ___» и «___». Буквы в надписи широко расставлены, четкие, высечены достаточно углубленно (длин. ― 4 см), почерк надписи ― простой, полууставный. Данные палеографического анализа позволяют считать указанную надгробную плиту памятником, относящимся к середине XVI в.. Никаких следов захоронения под плитой Антония не обнаружено.

С глубины 0,95 см ― 100 см до 160 см проходит желтый суглинок, вязкий, с включением битого кирпича (в верхней части слоя); в этом же слое, ближе к Северной стене, почти против центральной ее части, идет углистая прослойка на протяжении 45 см; толщ. в 12-14 см; и немного дальше ее ― три углистых пятна обожженного дерева (диам. 17-20 см); в этой части раскопа найден фрагмент ― белокаменный блок, на одной из сторон которого сохранился архитектурный мотив обработки, состоящий как бы из полумесяцев, расположенных по кривой.

С глубины 160 см залегал суглинок желто-бурый, слегка песчаный, с редкими мелкими включениями углистого вещества и кусков битого кирпича. На глубине 225 см этой породы раскоп траншеи, доведенный до материка, был прекращен, так как картина основного задания была вполне ясна: цокольные части здания освобождены, выявлены фундамент и грунт, в связи с чем дальнейшая проходка траншеи представлялась нецелесообразной.

Раскопочные данные траншеи по линии основного задания представляются в нижеследующем виде:

Цоколь.

Цоколь Духовской церкви состоит из белого камня-известняка (разм. 25 х 30 см), выложенного в пять рядов, высотой 140 см. Верхний край цоколя украшен рисунком каменной рези, чрезвычайно интересным по орнаментальным мотивам и композиции; во втором ряду сверху под орнаментикой проходит профиль, как бы образующий базу; три ряда цокольных камней на 85 см были покрыты земляной насыпью; вскрытая кладка обнаружила, что вышеуказанный профиль и нижние два ряда камней под ним стесаны на контрфорс.

Фундамент.

Фундамент Духовской церкви выложен из крупных валунов, с заполнением промежутков мелким булыжником на чистом глинистом растворе; глубина заложения фундамента достигает 60-90 см. Фундамент лежит на суглинке.

Кирпичный фундамент от новой пристройки (XIX в.) ― Максимовской палатки ― проходит от С.З. угла церкви на Север, дл. в 4 м и по Северо-Восточной стороне на 8 м. Бутовая кладка фундамента состоит из кусков белого камня и кирпича. При раскопках были обнаружены следы более раннего фундамента ― белокаменного XVII-XVIII вв. от Максимовской палатки.

Грунт

Грунт под фундаментом Духовской церкви ― суглинок делювиальный бурый, слегка песчаный, с редкими мелкими включениями углистого вещества, пронизанный пустотами от сгнивших корней растений.

Следующим этапом работы было расширение траншеи на 2 м и прирезка нового раско-почного участка 4 х 4 м, что имело целью охватить и проследить раскопками возможно полнее территорию б. Максимовской палатки. Раскопки расширенной траншеи и вновь прирезанного квадрата мало внесли изменений в отношении уже обнаруженного проходкой траншеи.

Вся вскрытая площадь была почти однородна с траншеей и содержала в верхних слояхтакже и щебень, и отвердевший известковый слой, и забутовку и другие слои примерно содинаковой их мощностью. Переходя к рассмотрению и определению добытого здесь материала, следует отметить, что около Северной стенки фундамента на глубине 95 см был обнаружен завал из 10 цокольных известняковых камней (размером 36 х 25 х 24 см), хорошо отесанных; три из них покрыты штукатурным слоем, очень тонким (2-4 см) с нанесенной нанего краской; как установлено лабораторным исследованием (см. в приложении), краска наслое темперная, известково-молочная, нанесена по клеевой загрунтовке; возраст ее определяется, примерно, 70-80 лет. Здесь был найден очень интересный белокаменный фрагмент, обработанный тонкой профилевкой (инв. № _________________________  ) и обнаружен небольшой настил из кирпича (размером 31 х 15 х 7 1/2 см) длиною 1 м 10 см, толщиною в три кирпича. Кроме указанного вещественного материала на вновь прирезанных участках раскопками было выявлено несколько захоронений. Как известно, некрополь Троицкой Лавры за время ее долгого существования имеет на своем счету значительное количество погребений. Погребения обычно имели надгробия, которые, по свидетельству исторических данных (С.К. Смирнов. Древние надгробные надписи, открытые в Троицкой Лавре; см. Труды I археологического съезда в Москве. 1869 г. ч. II), еще в XVII в. в большом количестве покрывали обширную Лаврскую территорию. Тот же источник отмечает, что «близ Троицкого собора и Со-шественской (Духовской) церкви были погребены люди родовитые, люди со средствами, оставлявшие монастырю вклады». Исходя из этого указания, можно предполагать, что захоронения, производимые в свое время у Духовской церкви, должны быть атрибутированы по вышеуказанной категории, за исключением погребенного здесь известного деятеля культуры XVI в. Максима Грека.

Раскопом дополнительной площади были обнаружены четыре погребения и значительное скопление человеческих костей, сгруженных в кучу; из указанных погребений два заслуживают особого внимания, поэтому я останавливаюсь несколько подробнее на характеристике их ― погребения «А» и «Б».

П о г р е б е н и е «А».

Обнаружено на глубине 2 м 30 см от современной поверхности, в расстоянии 2-х м. от Северной стены Духовской церкви, против центральной части ее. Могильное пятно находилось в суглинке, оно имело ясные очертания ― контурную линию 2-3 см. темнокоричневого цвета, представляющую, как позже выяснилось из микрохимического исследования, остатки органических веществ: волосяной ткани, кожи, остатков тканей трупа и древесины гроба. В могиле не было никаких признаков гроба. В грунте лежал человеческий (мужской) костяк, очень плохой сохранности, костные остатки ― далеко неполные: череп без лицевой части лежал на каменном подголовке ― «подушке» из известняка (размером 28 х 20 х 6 см); здесь находились плечевые кости (длиною 26 см), локтевые; в лучшей сохранности оказались бедренные кости (длиною 36 см); частично сохранились ― большая берцовая и малая берцовая кости; остальные части костяка, как, например: позвоночник, ребра, тазовые, мелкие кости рук и ног и др. ― не сохранились.

Ф о т о № _______

При погребении найдено:

С левой стороны черепа, рядом с каменной подушкой ― небольшой пузырек-сосудик (5х 2 см) четырехгранный, квадратного сечения, с мягкими углами и узким горлышком. Пузырек, очевидно, очень долгое время пребывал в земле (может быть свыше 300-400 лет), чтоподтверждается сильным расслоением и выветриванием поверхности стекла на всей поверхности сосудика. Что касается формы пузырька («бутылки»), то таковая также весьма древняяи может быть отнесена к этому же времени; получение подобной формы достигалось техникой «обжимки» камнем. Дно вогнутое, что объясняется усадкой стекла после охлаждения.Сосудик ручной выделки, за что говорит его асимметрия. Небольшая величина сосудика указывает на высокое качество заключавшейся в нем жидкости (масло). Инв. № __  .

Под затылочной костью на каменной «подушке» сохранился фрагмент одежды (16 х 8 см), который представляет грубую ткань (посконь), прямого переплетения, возможно крашенина синего цвета, так как в некоторых местах прослеживаются синеватые блики.

Фрагмент состоит из нескольких клочков, один из которых сохранил следы густых складок (сборки) на одном конце. Можно предполагать, что это остатки монашеской одежды(мантии). Здесь же, на фрагменте, найдены пряди волос (не очень длинные ― 3-4 см); тканьи волосы имеют землисто-коричневый цвет. Инв. №              .

3. Под нижней челюстью был найден один зуб, сильно пожелтевший, весьма изношенный, со следами кариеса.

Принимая во внимание, что могильный инвентарь вкрытого захоронения относится к погребению лица простого монашеского звания, и сохранившиеся остатки костняка (утолщенная черепная крышка и сильно изношенный зуб) свидетельствуют о значительном возрасте покойника (консультация антропологического института Московского государственного университета в лице проф. Дешина А.А. и проф. Бунак), и, наконец, исторические сведения (см. примечание 1) и план 1745 г. Духовской церкви, подтверждающие местонахождение здесь могилы Максима Грека, ― приводят, по моему мнению, вполне к определенному выводу, что это захоронение принадлежит Максиму Греку.

П о г р е б е н и е «Б»

Ближе к Северной стене церкви выявлено второе погребение. Оно расположено рядом с погребением «А», на той же глубине ― 2 м 30 см и находилось в расстоянии 20 см от него. Костяк этого погребения большого размера (мужской) сохранился почти целиком, за исключением обеих стоп; в лучшей сохранности оказался череп, на теменной части которого уцелели еще пряди черных волос (волосы короткие); верхняя и нижняя челюсти имеют хорошие зубы; позвоночник немного искривлен, но он лежит в порядке естественной сочлененности.

В погребении нет признаков гроба, и отсутствует могильный инвентарь. Отсутствие обеих стоп при наличии и хорошей сохранности других костей, по-видимому, можно объяснить нарушением у погребения костей ног при строительных работах, производившихся на этой площадке. Погребение «Б», очевидно, можно считать более позднего происхождения, чем рядом расположенное погребение «А».

П о г р е б е н и е № 1

Вскрыто в рыхлом слое, на глубине 145 см от поверхности; оно расположено в СВ части раскопочной площадки и находилось в расстоянии 50 см от восточной стенки фундамента Максимовской палатки, 185 см от Северн. стены Духовской церкви и 40 см от Северн. стены фундамента Максимовской палатки. Могильное пятно было обрамлено с 4-х сторон линией темно-красно-коричневого цвета. Никаких признаков гроба не обнаружено, отсутствует и могильный инвентарь. Костяк (мужской) очень плохой сохранности: поясничные и крестцовые позвоночники разрушены, тазовые и часть бедренных костей (в нижней части) ― изменены; отсутствуют обе стопы и кисти рук; череп, наполненный землей и мелкими камнями, лежал на кирпиче (размером 28 х 14 х 8 см). Погребение, по-видимому, было повреждено при позднейшем строительстве.

П о г р е б е н и е № 2

Погребение № 2 было в одной могиле с погребением № 1, их разделяла земляная прослойка в 10-15 см. Очевидно, здесь был склеп, следы которого обнаружены. Костяк (мужской) очень плохой сохранности; у покойника не оказалось черепа и обеих стоп; нет признаков гроба, и нет никакого могильного инвентаря.

Скопление человеческих костей от поврежденных захоронений У восточной кирпичной стенки фундамента (с ее двумя дополнительными контрфорсами) размером: дл. 2,5 м, выс. 90 см, шир. 40 см, было обнаружено на глубине 120 см значительное количество человеческих костей, лежавших в темно-сером слое, перемешанном со щебенкой; кости были разбросаны по всей длине стенки, а два дополнительных контрфорса (размер каждого выс. 90 см, длин. 80 см, шир. 40 см) оказались местом свалки, куда были сгружены кости в кучу. Среди собранных костей в основном были длинные трубчатые ― верхние и нижние конечности (82 кости); здесь же попадались черепные, локтевые и тазовые кости, найдена и одна малая бедренная кость (очевидно, от женского погребения),

Все кости деструктированы, черепные кости хотя и нарушены, но имеют лучшую сохранность; в левом дополнительном контрфорсе (в С.-В. углу заскопа), в более плотном глинистом слое земли, на глубине 160 см найдены разрозненные кости лучшей сохранности с фрагментами истлевшей одежды. Из фрагментов одежды оказалось:

а) Объярь (тип парчи) XVII в. шелковая с золотной ниткой, с восточным узором в видебольших стилизованных тюльпанов; возможно, турской (турецкой) работы; разм. 18 х 12 см.

Инв. № _______  .

б) Камка шелковая XVII в. с крупным растительным орнаментом, землисто-коричневого цвета, западной работы (скорее всего, итальянской) на фрагменте наложена небольшая полоска ― шелковая тафта, прикрепленная четырьмя небольшими металлическими пуговицами; разм. 25 х 12 см.

Инв. № ________  .

в) Небольшой фрагмент шерстяной ткани из толстых крученых ниток (русское производство). Инв. №                .

г) Пуговицы (4) металлические (из латуни с примесью серебра), круглые, три из нихимеют глубокую насечку в виде звездочки, одна с линейным орнаментом. XVII в. Ручноепроизводство (русской работы).

Инв. № ________  .

Найденные человеческие кости в виде свалки у стенок контрфорса, очевидно, собраны из погребений, поврежденных при многократных перестройках и изменениях Максимовской палатки на протяжении XVII – XIX вв..

Процесс раскопочных работ сопровождался фотофиксацией.

При камеральной обработке раскопочный материал в большей своей части подвергался лабораторным исследованиям и консультациям крупнейших специалистов.

Так, лабораторные исследования:

а) грунта погребения «А» (Максима Грека);

б) образца штукатурного слоя и краски;

в) известкового отвердевшего слоя;

г) образцов тканей (шелковой и шерстяной)

проведены в Техно-Химической Лаборатории Государственной Третьяковской галлереи профессором докт. Тороповым С.А. (см. в особом приложении к отчету).

Консультации по антропологическому исследованию черепов из погребений «А» и «Б» получены в Антропологическом Институте Московского государственного университета от Заслуженного деятеля науки проф. Дешина А.А. и проф. Бунак.

Консультации по вопросам определения и исследования фрагментов тканей получены в Государственном Историческом Музее, отделе тканей ― от Зав. Отд. Л.И. Якуниной.

Подводя общие итоги археологическим раскопкам у Духовской церкви, я считаю возможным сделать следующие выводы. Несмотря на небольшой объем раскопочных работ, результаты их следует признать ценными и полностью отвечающими своему заданию ― они выяснили некоторые существенные вопросы, связанные с изучением и исследованием памятника и выявили имеющиеся здесь погребения.

Проведенными работами освобождены полностью и выявлены цокольные части Ду-ховской церкви (северный фасад), закрытые земляной насыпью на 85 см;

вскрыт фундамент памятника (по Северному фасаду), заложенный из крупных валунов с булыжниками на глубину 60-90 см;

выявлен грунт ― песчаный суглинок, на котором заложен фундамент, и под основанием пройден слой этого суглинка мощн. в 50 см.

Кроме того, найдены архитектурные детали и определены строительные материалы сооружений б. Максимовской палатки.

П о  в о п р о с у  з а х о р о н е н и й

Раскопками вскрыто 4 мужских погребения.

Могильный инвентарь, сопровождавший эти погребения, очень беден, тем не менее, он, по моему мнению, внес полную убедительность при определении могилы Максима Грека, местоположение которой также подтверждается историческими сведениями с планом 1745 г. Духовской церкви.

Среди обнаруженного вещевого материала особый интерес представляет надгробная плита Антония Дмитровца, являющаяся ценным эпиграфическим памятником середины XVI в. и надгробная плита Ряполовского 1570 г.

Следует отметить, что надгробный памятник Ряполовского представляет значительный интерес в исследовательских вопросах по Духовской церкви: он указывает локализацию б. звонницы Духовской церкви; ― место захоронения Ряполовского, по данным описи надгробных надписей Троицко-Сергиевой Лавры (XVII в.), определяется «против западных дверей церкви Сошествия Св. Духа у колокольницы» (см. Примечание 2).

Очевидно, после разборки звонницы и надгробный памятник Ряполовского был перенесен оттуда в ближайшем направлении, к С.З. углу церкви.

В заключение скажу, что порученное мне задание выполнено проведенными раскопками, но археологические исследования по Духовской церкви на данном этапе нельзя считать законченными, ибо остается невыясненным целый ряд вопросов очень важных, как, например, в отношении выявления полной конструкции фундамента, уровня старого пола, конструктивной системы старых полов, фундамента старой звонницы Духовской церкви и других вопросов.

Все эти вопросы представляют значительный интерес для исследования и полного раскрытия такого исключительного, совершенно своеобразного и ведущего памятника ранне-Московского зодчества, каким является Духовская церковь; эти вопросы также очень ценны и для истории нашей древнерусской техники.

Для дальнейших архитектурно-археологических исследований памятников Троицко-Сергиевой Лавры необходимо провести системетические и широко-археологические раскопки. Они должны проводиться и внутри зданий и вторгаться в конструктивные особенности. Разумеется, ограничивать задачи археологического изучения, останавливаясь только на памятниках архитектурного характера, нельзя. Троицкая Лавра сыграла огромную роль в истории русского народа, и нельзя предать забвению ту героическую борьбу за самостоятельность и государственное существование, какая произошла на территории Лавры. В материалах Лавры недостаточно освещен вопрос об осаде Троицко-Сергиевой Лавры, и этот пробел надо пополнить археологическим материалом, который может дать очень много для истории вопроса и обогатить нас новыми знаниями о славном прошлом нашей родины и о великих ее Троицких патриотах. Поэтому в намечаемые подготовительные исследования на ближайшее время необходимо включить в работы первой очереди вопрос, имеющий актуальное значение по истории обороны Троицко-Сергиевой Лавры, которая являлась в начале XVII в. первоклассной военной крепостью. Сюда же надо отнести и выявление захоронений исторических лиц, участвовавших как в обороне Троицкой Лавры, так и в культурной ее жизни. Исследования по Духовской церкви должны быть отнесены к первоочередным работам.

Дальнейшие исследования могут быть намечены и проведены в следующем порядке ― прилагается план работ.

(Г. Красноцветов)

20 февраля 1944 г.

Примечание 1. А.В. Горский. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры // Чтения Имп. Обществе Истории и древностей Российских. М. 1879 г.

Примечание 2. А.В. Горский. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры // Чтения Имп. Общества Истории и древностей Российских при МГУ. Кн. II, прил. М. 1879 г.

42

http://andreyblag.ru


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Все боговдохновенное писание учит и повелевает нам поклоняться и иметь во всякой чести не только пречистый образ Спасителя нашего Иисуса Христа и Пречистой Божией Матери и прочих честных угодников Его, но и все прочее, что, как приношение, бы

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Первый грех, как свидетельствует Священное Писание, есть преступление первозданного Адама, за которое он был изгнан из рая, подпал смерти и тлению и был осужден в поте лица своего снедать хлеб свой. Таким образом, в естестве человеческом перв

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.