Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Явление святых мощей преподобного Максима Грека

И чудо совершилось. Около 4-х часов пополудни в понедельник 1 июля 1996 года край скальпеля коснулся честной главы преподобного Максима Грека. О том, что обнаружена именно глава Преподобного, все участники раскопок узнали не по научным признакам и научному анализу, а по благодати Божией ― при первом и очень маленьком участке обнаженной главы разнеслось удивительное благоухание. И сразу же вспомнилось описание обретения 1591 года ― было тоже благоухание. Появившееся благоухание было несколько дней, и его ощущали многие десятки людей. При этом нужно помнить, что среди участников обретения было много людей науки, т. е. не склонных к экзальтации и ложной мистике.

Возблагодарив Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и его угодника преподобного Максима Грека, мы перекрестились и продолжали работать, ибо, чтобы многие приняли то, что обретены святые мощи преподобного Максима, маленькой части его главы увидеть недостаточно. Сначала расчистили всю главу, точнее говоря ее контур, потом стали расчищать дальше. Дальнейшая расчистка показала, что Преподобный лежит в колоде без крышки, или же крышка настолько истлела, что от нее не осталось никаких следов. Через несколько часов кропотливейшей и тончайшей работы появился и стал виден для человеческого глаза весь контур колоды, и в ней святые мощи Преподобного с его честной главой в полной целости и сохранности. Еще раз возблагодарили Господа за проявленную милость и пошли сообщать радостную весть священноначалию Лавры. Но радостная весть облетела Лавру и без нас. К раскопу уже подошли члены Духовного Собора Лавры и многие из братии. Всем прибывшим были рассказаны обстоятельства погребения Преподобного, история почитания места его погребения и история строительства часовен-палаток над этим местом. Были проанализированы обнаруженные при раскопках постройки, показан чертеж 1778 года и сравнен с раскопанным местом. После этого был совершен молебен Преподобному ― первый перед его открытыми святыми мощами. Все молились с зажженными свечами, свечи были возжены и у главы Преподобного. Во время молебна и после него расчистка и другие работы продолжались. Первый молебен совершил эконом Лавры игумен Георгий. Так было до поздней ночи. Перед уходом святые мощи Преподобного были покрыты мантией и оставлена охрана. Еще сразу после совершения молебна был обсужден вопрос ― как лучше известить о случившемся радостном событии священноархимандрита Лавры Святейшего Патриарха Алексия II. Поскольку час был уже поздний и звонить было уже поздно, то решили известить утром следующего дня лично.


Доклад Святейшему Патриарху

Вторник, 2 июля 1996 года. День памяти Святейшего Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Промыслительно получилось так, именно промыслительно, без всякого сознательного участия человеческой воли, что обретение святых мощей преподобного Максима при шлось на церковную память того самого Святителя, по благословению которого в 1591 году была совершена попытка обретения святых мощей преподобного Максима, по благословению которого была составлена служба ему, и стала твориться память 21 января. И на этот раз святитель Иов и преподобный Максим Грек оказались духовно и в то же время зримо для человеческого сердца и сознания соединены.

По случаю памяти святителя Иова Святейший Патриарх совершал Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где почивают святые мощи Святителя Иова. В время запричастного стиха Святейшему Патриарху было сообщено о происшедшем накануне вечером в Лавре обретении святых мощей преподобного Максима Грека, об обстоятельствах этого знаменательного события в жизни Православия.

Более обстоятельный доклад Святейшему Патриарху Алексию II состоялся во второй половине дня. Тогда были изложены обстоятельства открытия святых мощей и те основания, которые позволяют их отождествить с преподобным Максимом Греком. Святейший Патриарх возблагодарил Спасителя нашего Иисуса Христа за проявленную милость и благословил тружеников на дальнейшую работу. Тогда же Святейший Патриарх благословил готовится к поднятию обретенных святых мощей. Был определен срок. Святейший Патриарх сообщил, что это торжество возглавит он сам.


Завершение раскопок святых мощей

А работы не прекращались весь день 2 июля. Продолжалось углубление по всей площади раскопа. Слой ― все тот же суглинок и материковая глина. Целью этого углубления являлось, во-первых, сделать так, чтобы колода со святыми мощами преподобного Максима была выше того уровня, на котором мы все находились, чтобы было удобнее работать, во-вторых, чтобы убедиться в том, что на этом участке других погребений нет. Ради этого после углубления по всей площади на 0. 40 ― 0. 60 м была прокопана канавка по линии север ― юг.

При этих работах к северу от преподобного Максима была обнаружена нижняя часть останков человека. Они вплотную примыкали к западной кирпичной древней стене и создавалось впечатление, что погребение уходит под стену. Для того, чтобы определить так это или не так, была разобрана даже часть стены. Оказалось, что под стену погребение не заходить, а видимые останки ― это все, что от них сохранилось. Погребение это находится на 0.20 ― 0. 30 м выше погребения преподобного Максима и, следовательно, является более поздним. Оно, совершенно очевидно, было разрушено при сооружении этой стены. А глава преподобного Максима вплотную примыкает к огромному валуну, который лежит в основании кирпичной стены. Вероятнее всего, что когда клали этот фундамент, то главу видели и сделали все возможное, что ее не потревожить. (Чертеж 1).

Заключительное описание места обретения

Северная кирпичная стена, покоящаяся на нескольких огромных валунах ― самая древняя сохранившаяся постройка на этом участке, причем единственная ― все остальные относятся к более поздним эпохам. Ее положение и размеры в точности соответствует западной стене той постройки, которая изображена на чертеже 1778 года. В настоящее время трудно сказать, повторяла ли постройка 1778 года более раннюю, или была совершенно новой и никакого отношения к более древней палатке не имеет. Открытая в процессе раскопок стена ― единственное, что от этой постройки осталось. Но место, где находились две другие стены, восстановить можно.

Северная стена этой палатки находилась впритык и примыкала к той стена из белого камня, о которой рассказывалось выше. Об этом свидетельствуют два обстоятельства. Первое. Под белокаменной кладкой находится слой материковой глины, он выше в западной части и постепенно понижается к востоку. А это значит, что это место не затрагивалось человеческой деятельностью. К югу от этого слоя, внутри раскрытого помещения, находился культурный слой. Второе. Внизу раскопа обнаружена ровная продольная полоса материковой глины, проходящая по линии восток ― запад к югу от белокаменной кладки. Это ― ложе из материковой глины для кладки фундамента северной стены палатки; сам фундамент был выбран при последующих перестройках.

И, наконец, восточная стена. С ней можно связать два или три белых камня, которые находились в том вертикальном земляном срезе, который был оставлен около фундамента северной стены Духовской церкви. Возможно, что они являются остатками восточной стены палатки. И ложе под фундамент северной стены и белые камни в восточной части совпадают с положением соответствующих стен палатки, показанной на плане 1778 года. Если о ложе под фундамент северной стены можно говорить совершенно определенно, то камни с восточной стеной палатки можно связывать только предположительно.

Сохранность фундамента западной стены и разрушение фундаментов северной и восточной стен легко объяснимо. Дело в том, что все многочисленные расширения Максимовой палатки происходили за счет приращения территории на север и на восток. На юге естественной границей служила северная стена Духовской церкви и ее фундамент, а на западе ― грань западной стены храма. Расширение на запад произошло только один раз, когда в 1867 году вдоль всей западной стены был построен притвор. Поэтому вполне естественно, что при каждом расширении палатки и постройке новых стен, старые сносились.

Святые мощи преподобного Максима Грека ― единственные человеческие останки, полностью сохранившиеся внутри открытого помещения. Они находятся в центре его. Совершенно ясно, что помещение построено специально для их сохранения. Все обнаруженное раскопками полностью совпадает с планом 1778 года. А так как и церковная традиция и документы о постройки часовни-палатки в 1778 году прямо связывают это место с погребением и почитанием преподобного Максима, то не может быть никаких сомнений в том, что обретены святые мощи преподобного Максима Грека. В этом убеждает вся совокупность доступных человеческому разумению доказательств ― и церковное предание, и исторические свидетельства и данные археологического исследования. (Чертеж 5 и 6).

Святые мощи преподобного Максима находились в деревянной колоде, контуры которой хорошо прослеживались в виде тонкой полоски шириной около 2 см по всему контуру. Колода сохранилась на высоту около 15 см. Она была поднята вместе со святыми мощами, но ввиду ее крайней ветхости сохранить ее не удалось. (Чертеж 4).

Святые мощи преподобного Максима находились вообще в правильном естественном порядке, но некоторое смещение отдельных их частей все-таки наблюдалось. Связываю это или с перемещением колоды во время попытки обретения, или же с возможными перемещениями в более позднее время.

3 июля к этим данным прибавились новые ― антропологические. По благословению Святейшего Патриарха были привлечены антропологи. Осмотрев обнаруженное погребение они дали следующее заключение.

1.  Обнаруженные в колоде погребение принадлежит одному человеку.

2.  Погребенный ― человек мужского пола.

3.  Погребенный скончался в возрасте старше 80 лет.

4.  Отсутствуют обстоятельства, которые с точки зрения антропологии препятствовали бы отождествить обретенную главу с главой преподобного Максима Грека.


Подготовка к поднятию святых мощей преподобного Максима Грека

Раньше уже было сказано, что колода со святыми мощами преподобного Максима Грека находилась в слое материковой глины. Глина сама по себе ― вещество очень вязкое и хорошо впитывающее влагу. Из глины много влаги перешло и в святые мощи преподобного Максима. Влаги добавили и обильные дожди, которые шли во время раскопок. Поэтому вынимать святые мощи непосредственно на месте было опасно. Их можно было и повредить и не все вынуть. Чтобы не допустить ни того ни другого, было решено поднимать святые мощи преподобного Максима монолитом, т.е. вместе с колодой и большим массивом глины.

Но отделить этот массив оказалось очень непросто. Обычные способы ― лопаты, ломы и другие приспособления оказались бессильны. Тогда была придумана очень сложная система. В вязкую и плотную глину вгонялись через каждые 5 ― 7 см металлические прутья, затем над ними просовывался металлический лист. В общем система оказалась очень сложная и весь этот процесс продолжался очень долго. Чтобы не дай Бог во время всех этих операций с техникой не повредить главу преподобного, она на ночь была перенесена в Духовскую церковь, а утром положена на место.

Работы по отделению монолита с колодой от основного массива материковой глины продолжались до 5 часов утра, потом последовал двухчасовой перерыв, а в 7 часов все снова были на раскопе. Что-то удалось сделать только после того, как были принесены домкраты. За это время в мастерских Лавры была изготовлена переносная рака. Наконец, к 2 часам пополудни удалось отделить монолит с колодой, в которой находились святые мощи преподобного Максима и переложить их во временную раку. Теперь все было готово к подъему святых мощей. (Рис. 12).


Торжественное изнесение из земли и перенос в Духовскую церковь святых мощей преподобного Максима Грека

4 июля 1996 года. Время ― 16.00. Колокольный звон возвещает о прибытии Свято-Троицкую Сергиеву Лавру Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и священноархи-мандрита Лавры Алексия II. По традиции Святейший Патриарх начинает посещение Лавры с Троицкого собора и поклонения святым мощам преподобного Сергия. После этого Святейший Патриарх входит в Духовскую церковь и заходит в алтарь для облачения. Следует краткий доклад Святейшему Патриарху о последних событиях, о том, что все готово к поднятию святых мощей, обсуждаются последние детали предстоящего торжества. Выносятся хоругви, иконы. Два иеромонаха выносят икону преподобного Максима.

Облачившись, Святейший Патриарх в сопровождении сослужащего духовенства выходит на площадь между Троицким собором и церковью Святаго Духа. Начинается молебен преподобному Максиму Греку. Поет Лаврский хор под управлением архимандрита Матфея (Мор-мыль). До чтения Святаго Евангелия молебен проходит на площади перед западными дверями Духовской площади (Рис. 13, 14, 15).

После чтения Евангелия крестный ход во главе со Святейшим Патриархом направляется к раскопу, где находятся готовые к поднятию святые мощи преподобного Максима. Они покоятся в переносной раке и покрыты монашеской мантией. Умильно звучат слова молитвы к Преподобному. Впервые они произносятся Предстоятелем Русской Православной Церкви перед его святыми мощами, обретенными и представленными взору всех молящихся в большом числе собравшихся на это великое торжество (Рис. 16, 17, 18). Молебен заканчивается.

При пении величания ― “Ублажаем Тя, преподобне отче наш Максиме, ...” участники раскопок поднимают переносную раку со святыми мощами Преподобного и доносят ее до края раскопа (Рис. 19). Здесь ее принимают братия Лавры и иноки Московского подворья Свято-Пантелеймонова русского монастыря на Святой Горе (Рис. 20) и при пении величания крестный ход со святыми мощами преподобного Максима Грека направляется в Духовскую церковь (Рис. 21). Здесь они временно полагаются на приготовленный стол. Святейший Патриарх и сослужащее духовенство прикладываются к святым мощам преподобного. Потом ― и вся братия Лавры и православный народ. По окончания молебна Святейший Патриарх отслужил заупокойную литию над погребенными около северной стены Духовской церкви братиями Лавры. (Рис. 22).

Так прошло это радостное событие. Время неопределенности и сомнений по поводу того, целы ли святые мощи преподобного Максима прошло. Слава Богу за то, что во время всех пронесшихся над Церковью бурь и потрясений святые мощи Преподобного уцелели, и Господь явил их нам для назидания, вразумления, научению любви и терпению, вере и упованию.

*******

Но работа этим торжеством еще не окончилась. Через несколько дней антропологи и участники раскопок снова собрались для того, чтобы в спокойной обстановке, бережно и аккуратно вынуть из глины этот дар Божий ― святые мощи преподобного Максима. Святые мощи были извлечены из глины и разложены в правильном порядке на специальном столе в Духовской церкви и покрыты мантией. Перед ними была возжена лампада и стали служится молебны.

Так они должны были пролежать еще некоторое время. Дело в том, что они были настолько влажные и хрупкие, что их нельзя было взять в руки. И должно было пройти некоторое время, чтобы влага понемногу испарилось. За ними постоянно проводилось наблюдение.

Наконец, все пришло в норму, и в ноябре 1996 года святые мощи преподобного Максима Грека были братией Лавры омыты по чину омовения мощей, облачены в монашеские одежды и положены в ту раку, которая символически стояла в Духовской церкви с именем преподобного Максима Грека впредь до изготовления специальной раки. (Рис. 23, 24, 30).


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Все боговдохновенное писание учит и повелевает нам поклоняться и иметь во всякой чести не только пречистый образ Спасителя нашего Иисуса Христа и Пречистой Божией Матери и прочих честных угодников Его, но и все прочее, что, как приношение, бы

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея (Пс. 118, 160), воззвал Богоотец Давид, освятившись в разуме словом Утешителя. И как же не быть и не называться судьбам правды истинными, когда Бог законополагает и заповедует их на

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.