Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Явление святых мощей преподобного Максима Грека

Торжественное изнесение из земли и перенос в Духовскую церковь святых мощей преподобного Максима Грека

4 июля 1996 года. Время ― 16.00. Колокольный звон возвещает о прибытии Свято-Троицкую Сергиеву Лавру Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и священноархи-мандрита Лавры Алексия II. По традиции Святейший Патриарх начинает посещение Лавры с Троицкого собора и поклонения святым мощам преподобного Сергия. После этого Святейший Патриарх входит в Духовскую церковь и заходит в алтарь для облачения. Следует краткий доклад Святейшему Патриарху о последних событиях, о том, что все готово к поднятию святых мощей, обсуждаются последние детали предстоящего торжества. Выносятся хоругви, иконы. Два иеромонаха выносят икону преподобного Максима.

Облачившись, Святейший Патриарх в сопровождении сослужащего духовенства выходит на площадь между Троицким собором и церковью Святаго Духа. Начинается молебен преподобному Максиму Греку. Поет Лаврский хор под управлением архимандрита Матфея (Мор-мыль). До чтения Святаго Евангелия молебен проходит на площади перед западными дверями Духовской площади (Рис. 13, 14, 15).

После чтения Евангелия крестный ход во главе со Святейшим Патриархом направляется к раскопу, где находятся готовые к поднятию святые мощи преподобного Максима. Они покоятся в переносной раке и покрыты монашеской мантией. Умильно звучат слова молитвы к Преподобному. Впервые они произносятся Предстоятелем Русской Православной Церкви перед его святыми мощами, обретенными и представленными взору всех молящихся в большом числе собравшихся на это великое торжество (Рис. 16, 17, 18). Молебен заканчивается.

При пении величания ― “Ублажаем Тя, преподобне отче наш Максиме, ...” участники раскопок поднимают переносную раку со святыми мощами Преподобного и доносят ее до края раскопа (Рис. 19). Здесь ее принимают братия Лавры и иноки Московского подворья Свято-Пантелеймонова русского монастыря на Святой Горе (Рис. 20) и при пении величания крестный ход со святыми мощами преподобного Максима Грека направляется в Духовскую церковь (Рис. 21). Здесь они временно полагаются на приготовленный стол. Святейший Патриарх и сослужащее духовенство прикладываются к святым мощам преподобного. Потом ― и вся братия Лавры и православный народ. По окончания молебна Святейший Патриарх отслужил заупокойную литию над погребенными около северной стены Духовской церкви братиями Лавры. (Рис. 22).

Так прошло это радостное событие. Время неопределенности и сомнений по поводу того, целы ли святые мощи преподобного Максима прошло. Слава Богу за то, что во время всех пронесшихся над Церковью бурь и потрясений святые мощи Преподобного уцелели, и Господь явил их нам для назидания, вразумления, научению любви и терпению, вере и упованию.

*******

Но работа этим торжеством еще не окончилась. Через несколько дней антропологи и участники раскопок снова собрались для того, чтобы в спокойной обстановке, бережно и аккуратно вынуть из глины этот дар Божий ― святые мощи преподобного Максима. Святые мощи были извлечены из глины и разложены в правильном порядке на специальном столе в Духовской церкви и покрыты мантией. Перед ними была возжена лампада и стали служится молебны.

Так они должны были пролежать еще некоторое время. Дело в том, что они были настолько влажные и хрупкие, что их нельзя было взять в руки. И должно было пройти некоторое время, чтобы влага понемногу испарилось. За ними постоянно проводилось наблюдение.

Наконец, все пришло в норму, и в ноябре 1996 года святые мощи преподобного Максима Грека были братией Лавры омыты по чину омовения мощей, облачены в монашеские одежды и положены в ту раку, которая символически стояла в Духовской церкви с именем преподобного Максима Грека впредь до изготовления специальной раки. (Рис. 23, 24, 30).


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

По мере живущей во мне благочестивой веры и на сколько содействовала благодать Святого Духа, мы изобличили уже и иудейское зловерие, и еллинское нечестие и латинские ереси; богомерзких же агарян многоразличное нечестие и бесовскую прелесть ес

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Обличив, при помощи Божией, иудейское против Христа Спасителя беснование, обратимся теперь, душа, против еллинского злого мудрствования и против их дерзких речей: ибо и они не меньше иудеев мечут богохульные стрелы против нашей христианской в

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.