Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Явление святых мощей преподобного Максима Грека

Завершение раскопок святых мощей

А работы не прекращались весь день 2 июля. Продолжалось углубление по всей площади раскопа. Слой ― все тот же суглинок и материковая глина. Целью этого углубления являлось, во-первых, сделать так, чтобы колода со святыми мощами преподобного Максима была выше того уровня, на котором мы все находились, чтобы было удобнее работать, во-вторых, чтобы убедиться в том, что на этом участке других погребений нет. Ради этого после углубления по всей площади на 0. 40 ― 0. 60 м была прокопана канавка по линии север ― юг.

При этих работах к северу от преподобного Максима была обнаружена нижняя часть останков человека. Они вплотную примыкали к западной кирпичной древней стене и создавалось впечатление, что погребение уходит под стену. Для того, чтобы определить так это или не так, была разобрана даже часть стены. Оказалось, что под стену погребение не заходить, а видимые останки ― это все, что от них сохранилось. Погребение это находится на 0.20 ― 0. 30 м выше погребения преподобного Максима и, следовательно, является более поздним. Оно, совершенно очевидно, было разрушено при сооружении этой стены. А глава преподобного Максима вплотную примыкает к огромному валуну, который лежит в основании кирпичной стены. Вероятнее всего, что когда клали этот фундамент, то главу видели и сделали все возможное, что ее не потревожить. (Чертеж 1).

Заключительное описание места обретения

Северная кирпичная стена, покоящаяся на нескольких огромных валунах ― самая древняя сохранившаяся постройка на этом участке, причем единственная ― все остальные относятся к более поздним эпохам. Ее положение и размеры в точности соответствует западной стене той постройки, которая изображена на чертеже 1778 года. В настоящее время трудно сказать, повторяла ли постройка 1778 года более раннюю, или была совершенно новой и никакого отношения к более древней палатке не имеет. Открытая в процессе раскопок стена ― единственное, что от этой постройки осталось. Но место, где находились две другие стены, восстановить можно.

Северная стена этой палатки находилась впритык и примыкала к той стена из белого камня, о которой рассказывалось выше. Об этом свидетельствуют два обстоятельства. Первое. Под белокаменной кладкой находится слой материковой глины, он выше в западной части и постепенно понижается к востоку. А это значит, что это место не затрагивалось человеческой деятельностью. К югу от этого слоя, внутри раскрытого помещения, находился культурный слой. Второе. Внизу раскопа обнаружена ровная продольная полоса материковой глины, проходящая по линии восток ― запад к югу от белокаменной кладки. Это ― ложе из материковой глины для кладки фундамента северной стены палатки; сам фундамент был выбран при последующих перестройках.

И, наконец, восточная стена. С ней можно связать два или три белых камня, которые находились в том вертикальном земляном срезе, который был оставлен около фундамента северной стены Духовской церкви. Возможно, что они являются остатками восточной стены палатки. И ложе под фундамент северной стены и белые камни в восточной части совпадают с положением соответствующих стен палатки, показанной на плане 1778 года. Если о ложе под фундамент северной стены можно говорить совершенно определенно, то камни с восточной стеной палатки можно связывать только предположительно.

Сохранность фундамента западной стены и разрушение фундаментов северной и восточной стен легко объяснимо. Дело в том, что все многочисленные расширения Максимовой палатки происходили за счет приращения территории на север и на восток. На юге естественной границей служила северная стена Духовской церкви и ее фундамент, а на западе ― грань западной стены храма. Расширение на запад произошло только один раз, когда в 1867 году вдоль всей западной стены был построен притвор. Поэтому вполне естественно, что при каждом расширении палатки и постройке новых стен, старые сносились.

Святые мощи преподобного Максима Грека ― единственные человеческие останки, полностью сохранившиеся внутри открытого помещения. Они находятся в центре его. Совершенно ясно, что помещение построено специально для их сохранения. Все обнаруженное раскопками полностью совпадает с планом 1778 года. А так как и церковная традиция и документы о постройки часовни-палатки в 1778 году прямо связывают это место с погребением и почитанием преподобного Максима, то не может быть никаких сомнений в том, что обретены святые мощи преподобного Максима Грека. В этом убеждает вся совокупность доступных человеческому разумению доказательств ― и церковное предание, и исторические свидетельства и данные археологического исследования. (Чертеж 5 и 6).

Святые мощи преподобного Максима находились в деревянной колоде, контуры которой хорошо прослеживались в виде тонкой полоски шириной около 2 см по всему контуру. Колода сохранилась на высоту около 15 см. Она была поднята вместе со святыми мощами, но ввиду ее крайней ветхости сохранить ее не удалось. (Чертеж 4).

Святые мощи преподобного Максима находились вообще в правильном естественном порядке, но некоторое смещение отдельных их частей все-таки наблюдалось. Связываю это или с перемещением колоды во время попытки обретения, или же с возможными перемещениями в более позднее время.

3 июля к этим данным прибавились новые ― антропологические. По благословению Святейшего Патриарха были привлечены антропологи. Осмотрев обнаруженное погребение они дали следующее заключение.

1.  Обнаруженные в колоде погребение принадлежит одному человеку.

2.  Погребенный ― человек мужского пола.

3.  Погребенный скончался в возрасте старше 80 лет.

4.  Отсутствуют обстоятельства, которые с точки зрения антропологии препятствовали бы отождествить обретенную главу с главой преподобного Максима Грека.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, всякой власти и всякого начальства, коих

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Сколько благодать Божия, вразумляющая свыше, помогла говорить против безбожного сего христоборца и видимого беса, разумею скверного Магомета, мною высказано. Теперь же обращаюсь с словом к благочестивым, не как превосходящий их какой-нибудь у

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.