Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Обретение святых мощей преподобного Максима Грека в 1996 году. Раскопки

 Строительные остатки на участке.

На участке обнаружены некоторые строительные останки, а попросту говоря, стены.

Самая северная стена. Сложена из кирпича современного облика, направление стены восток – запад, ширина ее ― 1.00 м, края очень ровные. Стена, точнее говоря, то, что от нее осталось, сохранилась всего на высоту двух плашмя уложенных кирпичей, т. е. около 0. 15 м. Кирпичная кладка расположена на очень низком фундаменте, состоящем всего из одного ряда небольших камней булыжников. В свою очеред7ь эти мелкие булыжники лежат на земле, судя по визуальному наблюдению, насыпной. Поскольку исследовать это грунт детально физически было невозможно, то пришлось ограничится только таким визуальным наблюдением. Стена раскрыта по длине, т. е. по направлению восток – запад на протяжении 19 м, ее восточный край закругляется в сторону Духовской церкви на уровне ее апсиды. Интерпретация этой стены не представляет никаких затруднений, она ― нижняя часть северной стены той постройки, которая была возведена в 1867 году одновременно с приделом Филарета Милостивого с южной стороны Духовской церкви для ее симметрии. Пристройка была разрушена в 1938 – 1940 годах, во всяком случае во время раскопок Г. Красноцветова в 1942 году ее уже не было. Верхняя поверхность кладки находится на глубине 0. 82 м от принятой нулевой отметки. (Чертеж 1 и 2).

Вторая северная стена. Обнаруженая во время раскопок стена примыкает к только что описанной, с юга. Ее направление также восток – запад. Эта стена сложена из необработанного белого камня средних размеров и архитектурных деталей, использованных как простой строительный материал. Сохранившаяся ширина ― 0. 70 – 0. 90 м (в разных местах разная). Сохранился по высоте только один ряд камней, что составляет 0. 30 – 0. 35 м. Стена раскрыта по длине на протяжении около 4.00 метров. Ее восточный край обрывается на уровне восточного края второго пилона северной стены, если вести счет от северо-западного угла Ду-ховской церкви. Несомненно, что эта стена также является частью Максимовой палатки, только возникает вопрос ― какой? Какого времени? Стратиграфия раскопа и соотношение ее с другими стенами позволяет уверенно утверждать, что самое позднее время, к которому ее можно отнести ― это перестройка палатки, произведенная в 1842 году. Об этом, в частности, могут свидетельствовать ее размеры. Более точную дату постройки к которой она относится можно будет установить только в том случае, если в архивах удастся найти планы всех палаток, сооружаемых над местом погребения преподобного Максима. Повторяю, пока можно только утверждать, что она не позже 1842 года. Верхний край кладки находится на отметке около 1. 40 м от принятой нулевой линии с колебанием в 2 – 3 см в ту или другую сторону. Неровная верхняя поверхность кладки, тот факт, что она лежит фактически прямо на материковой глине, дает все основания предполагать, что это только фундамент какой-то стены, которая была вся разобрана. (Чертеж 1).

Западная стена. На этом участке была обнаружена еще одна кладка. В отличие от двух только что описанных, эта кладка проходит по линии север – юг. Она начинается у северозападного пилона Духовской церкви и проходит на север. Проследить и выявить характер сочленения ее с фундаментом Духовской церкви не представилось возможности, так как фундаменты церкви обнажать было нельзя из-за опасения повредить их. Но можно совершенно уверенно говорить о том, что сочленялись они путем примыкания, а не вперевязь. Северный край этой кирпичной кладки уходит под только что описанную белокаменную кладку, между которыми имеется прослойка грунта толщиной около 10 см. Основание кладки покоилось на нескольких крупных валунах, которые в свою очередь лежали на материковой глине. Ширина кладки ― около 1 м. Кладка состоит из большемерного кирпича, залитого особым известковым раствором, так что кладка представляет из себя необыкновенно прочный монолит, из которого отделить даже небольшой фрагмент можно было с величайшим трудом.

Положение и размеры кладки в точности совпадают с западной стеной Максимовой палатки, показанной на чертеже 1778 года. Вопрос заключается только в том, в чем заключалась перестройка палатки в 1778 году? Только ли в замене наземных сооружений, или же в ее коренной перестройке, включая фундаменты? Если да, то по старому плану и в прежних размерах или все было устроено по новому?

Документального ответа на эти вопросы пока нет, имея в виду архивные материалы. Размеры кирпича и техника кладки сближают обнаруженный фундамент с самой Духовской церковью, построенной, как уже говорилось в 1476 году. С другой стороны, о чем уже также говорилось, чертеж 1778 года настолько точно передает действительное положение вещей, натуру, и, в частности, положение честных останков преподобного Максима, что невольно проникаешься мыслью, что он сделан с натуры, а не по расчетам, и что при перестройке часовни-палатки в 1778 году докопались до гроба с Преподобным. Когда бы обнаруженная стена не была построена ― в 1591 году или в середине XVII века или же в 1778 году после ее обнаружения стало ясно ― святые мощи преподобного Максима Грека надо искать здесь. Подобных по древности и по совпадению со всеми имеющимися в нашем распоряжении свидетельствами о месте погребения преподобного Максима и о постройках около этого места во всей ранее раскопанной площади обнаружено не было. Углубляться начали с сугубой осторожностью и с сугубой молитвой.

 

 

 


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Всякое движимое от Отца светоявление, благодатно приходящее к нам, опять, как единотворная сила, возводит нас к высоте и обращает к Отцу, как собирателю е

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

По мере живущей во мне благочестивой веры и на сколько содействовала благодать Святого Духа, мы изобличили уже и иудейское зловерие, и еллинское нечестие и латинские ереси; богомерзких же агарян многоразличное нечестие и бесовскую прелесть ес

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.