Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Обретение святых мощей преподобного Максима Грека в 1996 году. Раскопки

Раскопки между вторым и третьем пилонами северной стены (на месте раскопок Г. Красноцветова)

На этом участке под этим слоем ― слой строительного мусора толщиной 0. 60 ― 0. 75 м , состоящий из земли коричневого цвета с большим включением битого кирпича, щебня и других посторонних предметов.

На расстоянии 2. 20 ― 2. 40 м от северной стены Духовской церкви по направлению к северу на глубине 0.60 м от нулевой отметки была обнаружена вымостка, стоящая из ровно выложенного кирпича размером 25 х 12 х 6. 5 см. Южный край ее ― рваный, северный примыкает к северной стене здания, построенного здесь в 1867 году для симметрии с приделом Филарета Милостивого (об этой стене и самом здании несколько позже). Совершенно очевидно, что обнаружен кирпичный пол этого здания или же кирпичная подстилка под чугунные плиты. Находит простое объяснение и изломанная линия южного края ― между этой линией и северной стеной Духовской церкви до 1942 года тоже был такой пол, но он был удален Г. Красноцветовым при раскопках. Таким образом, ломаная линия пола является границей раскопа Г. Красноцветова. (Чертеж 2).

Следует особо отметить, что на этом участке, равно как и на следующем, между первым и вторым пилонами, фундамент Духовской церкви во избежание каких-либо непредвиденных последствий, не обнажался: всегда около него оставался не расчищенным слой грунта толщиной около 20 см. Ниже шел суглинок с небольшим включением щебня.

Во время углубления в этом слое, которое производилось с большой тщательностью и осторожностью, были обнаружены все четыре погребения, которые в свое время обнаружил Г. Красноцветов. Все они находились на своем изначальном месте в полной целости и сохранности, что свидетельствует о бережном отношении к ним открывшего их археолога и служит лишним аргументом в пользу высказанного ранее предположения о том, что Г. Крас-ноцветов был человеком верующим. В западной части раскопа была обнаружена так же аккуратно сложенное скопление человеческих останков-костей, о которых пишет в своем отчете Г. Красноцветов. Какой контраст по сравнению с тем, что мы увидели ранее, при раскопках с южной части Духовской церкви.

При удалении этого слоя удалось “поймать” фрагмент склепа над захоронением № 5 ― часть кирпичного полуциркульного свода. По-видимому, основная часть склепа была разобрана при предыдущих строительных работах или раскопках. Захоронение это было обнаружено во время наших раскопок после удаления части кирпичной вымостки.

Важно было быть уверенным в том, что на этом участке больше нет никаких иных погребений или сооружений и что обнаруженные останки ― все, что есть на этом месте. С этой целью прокопали ниже уровня обнаруженных Г. Красноцветовым погребений еще на глубину до 0. 80 м. Грунт ― материковый суглинок, чистый, однородный по плотности и составу, без каких-либо находок. Никаких новых захоронений или сооружений в этом слое обнаружено не было. После этого углубления работы на этом участке были, в основном, завершены. Решение о том, принять или не принять предложение, выдвинутое Г. Красноцветовым, что одно из обнаруженных захоронений являются святыми мощами Максима Грека, было отложено до окончания раскопок на соседней площади, расположенной к западу от уже раскопанного участка, между первым и вторым пилонами Духовской церкви.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Всякое движимое от Отца светоявление, благодатно приходящее к нам, опять, как единотворная сила, возводит нас к высоте и обращает к Отцу, как собирателю е

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси. Первая из них и злейшая всех заключается в том, что они мудрствуют, что во время спасительных страданий Бога

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.