Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Обретение святых мощей преподобного Максима Грека в 1996 году. Раскопки

Подготовительные работы

Обретение святых мощей преподобного Максима Грека проходило при совершенно других условиях жизни Русской Православной Церкви и жизни страны в-целом, поэтому и само обретение происходило не так, как в 1591 году. Если в 1591 году братия после окончания богослужения пошла к могиле и стала ее раскапывать и никаких недоумений по поводу того где копать не было, то в 1996 году по причине отмеченных на предыдущих страницах обстоятельств, так поступать было нельзя.

Многое за прошедшие четыре века изменилось в жизни и положении Русской Православной Церкви, как и самой Лавры. Русская Церковь, пройдя двухвековой путь Синодального управления, снова вернулась, как было и в 1591 году, к каноническому патриаршему управлению. Свято-Троицкая Сергиева Лавра за минувшие столетия получила первенствующее, канонически оформленное, значение среди монастырей Русской Церкви.

Со второй половины XVIII века (со времен митрополита Платона Левшина) Лавра получила ставропигию и стала управляться митрополитами Московскими и Коломенскими. (Митрополит Платон в конце XVIII века носил титул Митрополита Крутицкого и Калужского). Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 – 1918 годов сделал Лавру ставропигией Патриарха Московского и всея Руси.

За минувшие столетия остались неизменными любовь к преподобному Максиму Греку, его почитание и молитвенная память о нем. Они умножались из века в век.

В 1988 году произошло то, что уже давно ожидалось ― почти одновременно три Поместные Церкви ― Русская, Элладская и Константинопольская причислили преподобного Максима к лику святых. Этим деянием Церковь утвердила то глубокое почитание преподобного Максима, которое появилось еще при его земной жизни, в особенности в последний, лаврский период, и особенно после его кончины. В те сорок с небольшим лет, которые отделяли попытку обретения его мощей от кончины, от его мощей, почивающих под спудом, творились многочисленные чудеса. С момента канонизации преподобного Максима Грека тремя Поместными Церквами память его стала воистину вселенской, получила каноническое и экклезиологическое основание.

Актом канонизации Церковь осуществила и заветное стремление преподобного Максима во время его земной жизни ― желание вернуться в тот монастырь, в котором началось его служение Богу в ангельском чине. Преподобный Максим вернулся и на Святую Гору, и в Ватопед, но вернулся духовно, как молитвенник и предстатель перед Богом за все те Церкви и страны, в которых протекало его служение. Появилась еще одна духовная ниточка, которая связывает наши Церкви и народы. При своей земной жизни преподобный Максим Грек служил этой цели своими человеческими дарованиями, теперь, верим, служит этому духовно, своим предстательством пред Богом, своими молитвами за нас грешных.

После канонизации преподобного Максима на Русскую Православную Церковь, как на Церковь, которая обладает бесценным сокровищем, ― святыми мощами Преподобного, легла сугубая ответственность за их сохранность и явление их для должного поклонения всему православному миру. Священноначалие Русской Церкви и братия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры неоднократно поднимали и обсуждали вопрос об обретении его святых мощей, но внешние обстоятельства жизни Русской Церкви были таковы, что сделать это в те годы было невозможно. Все земляные работы, проводимые на территории Лавры, нужно было согласовывать со светскими организациями, и неизвестно к каким последствиям могло бы привести обращение к ним для получения разрешения на обретение, и в чьи руки, даже в случае получения такого разрешения, эти работы могли попасть. Но подготовительная работа незримо шла все годы. Проявлялась такая подготовка и во внешних действиях. Поскольку иных, более точных данных пока не было, то на основании заключения Г. Красноцветова, предполагаемое им место погребения преподобного Максима было обозначено на поверхности земли. Шли годы, менялась обстановка и, наконец, обстоятельства сложились таким образом, что Церковь могла сама без постороннего участи и вмешательства приняться за давно желаемое дело ― поиски места захоронения и обретение святых мощей преподобного Максима Грека.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Слышал я, что некоторые утверждают, что если бы праотцы наши и соблюли данную им сначала Создателем всего и Владыкой заповедь, то все же размножение рода человеческого стало бы производиться тем же скотоподобным способом, как и ныне, только б

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, всякой власти и всякого начальства, коих

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.