Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Пѣснь благодарственна къ Пресвятѣй Троицы, глаголема во всю Свѣтлую недѣлю Пасхи.

Слава Тебѣ, преблагій Боже Отче Вседержителю, слава Тебѣ и покланяніе и велелѣпіе отъ всея видимыя и мысленныя твари нынѣ и въ безконечныя вѣки! Како достойнѣ азъ, перстный и страстный, неблагодарное созданіе пречистыхъ рукъ Твоихъ, воспою и славословлю безчислосіянную державу божественнаго Ти величества и неизслѣдованную бездну благости и человѣколюбія Твоего, еже къ намъ неблагодарнымъ, зане отступившихъ насъ отъ Твоея благости и лютѣ нечествовавшихъ на ню и всякою злобою, преслушаніемъ же и непокорствомъ огорчевавшихъ Твоя человѣколюбныя утробы, не престалъ еси милуя насъ и промышляя о насъ и питая и обращая отъ пути прелести нашея на путь истины Твоея, чюдесы предивными, пророки же и закономъ и заповѣдми спасителными, знаменіи отъ небесъ, знаменіи отъ земли и моря, намъ же окаяннымъ безчувственнѣ пребывающимъ къ толицѣй, яже къ намъ, благости Твоея и всякимъ образомъ огорчевающимъ Тя и всякими нечестіи и неизреченными беззаконіи, ниже сице отвратился еси насъ или оставилъ, неизслѣдованна бо и безконечна есть бездна благости Твоея, еюже побѣжденъ бывъ, Иже единъ сый непобѣдимъ и всесиленъ, благоволилъ еси послати собезначальнаго и соприсносущнаго Ти Сына Господа нашего Ісуса Христа на помощь и на возвращеніе окаяннаго рода нашего неблагодарныхъ, се показаніе веліе Твоея, яже о насъ, совершенныя благости, иже не пощадѣлъ еси единороднаго и возлюбленнаго Сына своего, но выдалъ еси Его на страсти поносныя и смерть горчайшу, за спасеніе намъ неблагодарнымъ. Что веліе се и страшно таинство, что толико Твое, еже о насъ нечестивыхъ и неблагодарныхъ, человѣколюбіе и благость? Еда бо не можаше ли, Иже единъ Всесильный, инымъ которымъ образомъ спасти рода нашего единъ Всесилный? Ей, можаше, Владыко, и единымъ божественнымъ Си мановеніемъ исцѣлити насъ; что бо Тебѣ невозможно? Тебѣ всяческая работаютъ и повинуются, аки Владыцѣ и Содѣтелю. Но сице бысть благоволеніе предъ Тобою, яко да разумно будетъ, еже о насъ окаянныхъ, неисчетное Твое человѣколюбіе и пучина щедротъ Твоихъ и яко не точію мановеніе всемогущія божественныя силы Своея можеши творити превелія и предивна, но и худыми немощнѣйши, яже у насъ; что бо немощнѣйши человѣческія плоти страстей же и креста и смерти, въ нихъже и имиже посрамилъ еси начальства и власти темныя, но и самого имѣющаго державу смертную гордаго и величаваго сатану и діавола, иже многообразными нечестіи и студодѣяніи на лѣта довольна умертвилъ насъ безумныхъ, егоже нынѣ покорилъ еси попрану бывати ногами благочестивѣ служащихъ божественнѣй славѣ Твоей, попираемъ бо и поругаемъ бываетъ, якоже худая птица о отгонится непобѣдимымъ знаменіемъ креста образуемомъ нань. Такова, яже отъ Твоея благости, положена въ немъ божественна сила, бѣсы въ бѣгъство обращаетъ, недуги отгоняетъ, мертвыя, аки отъ сна, воставляетъ. Мы же немощніи и убозіи, что къ симъ противу принесемъ Твоей, яже о насъ, благости? Ни единого отъ сущихъ у насъ требуеши, вся бо Твоя и яже на небесѣхъ и яже на земли и яже въ моряхъ и безднахъ, ты бо всѣхъ сихъ и Творецъ и Господь; единаго точію у насъ отъ сущихъ ко превелицѣй благости Твоей требуеши и желаеши спасенія нашего и неложнаго обращенія и покаянія, еяже ради вины и на смерть выдалъ еси возлюбленнаго единороднаго Сына своего Ісуса Христа Господа нашего, Егоже животворною смертію мы мертвы прежде суще оживотворихомся и мрачныхъ адскихъ пропастей избыхомъ и восходъ, иже на небеса, обрѣтохомъ и затворенный древле, по преслушанію праотца нашего, райскій входъ, воспріяхомъ паки послушаніемъ втораго Адама Господа нашего Ісуса Христа, егоже божественное и живоносное воскресеніе по вся лѣта празднующе веселія божественнаго и неизглаголанныя духовныя радости по душамъ исполняемся, егоже ради и воспѣвающе возопіемъ, отъ глубины сердечныя: благословенъ еси, Господи Боже отецъ нашихъ и препѣтый и превозносимый во вѣки вѣкомъ аминь, и благословенно имя славы Твоея препѣтое и превозносимое во вѣки вѣкомъ аминь, яко благоволилъ еси посѣтити насъ Востокомъ свыше, еже есть явленіемъ мысленнаго Солнца правды Ісуса Христа Господа нашего, яко мертвыхъ сущихъ нечестіемъ оживотворилъ еси твоего благовѣрія свѣтлостію, яко враги суща прежде и сыны діяволя и чада естествомъ гнѣву, други и сыны и чада возлюбленна Твоя явилъ еси насъ, по благодати Ісуса Христа Господа нашего и дарованію Святаго Духа Твоего, измывъ насъ божественною банею пакибытія, яко омраченныхъ сущихъ насъ всяческими прелестми и лжеименнаго разума внѣшнихъ софистъ освѣтилъ еси насъ лучами богоразумія и сокровищи неблазненнаго богословія и премудрости, въ нихже и имиже преизобильно озаряеми, благословимъ неблазненно Отца и Сына и Святаго Духа, единого Бога въ тріехъ ипостасѣхъ, безначальна, несозданна, соприсносущна, безконечна, содѣтеля всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ, преблага, человѣколюбца, всякаго блага подателя и виновна, предъ нимъ же раболѣпно припадающе и воспѣвающе возопіемъ: спаси насъ Твоею благодатію, Пресвятая Троице, содѣтелю всѣхъ и содержателю, сохрани насъ въ настоящемъ убо жітіи благовѣрно служащихъ Ти и любовная Тебѣ и угодная всегда совершающихъ, со всякимъ благодареніемъ и чистымъ житіемъ, а въ будущемъ сподоби соучинитися намъ божественному лику избранныхъ Твоихъ, идѣже шумъ чистъ празднующихъ и гласъ неизреченнаго радованія; Ты бо еси намъ Богъ возлюбленъ, вѣренъ же и праведенъ, и мы людіе Твои, по благодати Твоей, и развѣ Тебе иного не вѣмы, имя Твое имянуемъ и славословимъ Отца и Сына и Святаго Духа единого божества и царства, Емуже подобаетъ всяка слава, честь, поклоненіе, въ безконечныя вѣки. Аминь.


 

Слава Тебе, Преблагий, Боже Отче Вседержителю! Слава Тебе и поклонение и великолепие от всей видимой и разумной твари, ныне и в бесконечные веки! Как возмогу я перстный и страстный, неблагодарное создание пречистых рук Твоих, достойно воспеть и прославить несказанно сияющую державу божественного величества Твоего и неисследованную бездну благодати и человеколюбия Твоего к нам, неблагодарным? Не взирая на то, что мы отступили от Твоей благости и страшно нечествовали против нее всякою злобою, огорчали Твое человеколюбие преслушанием и непокорством, —Ты все же не переставал миловать нас, промышлять о нас и питать; не переставал отвращать нас от пути заблуждения нашего на путь истины Твоей посредством дивных чудес, законом, пророками, спасительными заповедями, знамениями с неба, знамениями на земле и в море. Мы, окаянные, и при такой к нам благости Твоей продолжали оставаться в нечувствии, различным образом огорчая Тебя всяким нечестием и несказанными беззакониями. Но Ты и после этого не отвратился от нас и не оставил нас, ибо бездна благости Твоей не исследована и бесконечна, и ею будучи побеждаем—Ты, Который один непобедим и всесилен, благоволил Ты послать собезначального и соприсносущного Тебе Сына, Господа нашего Иисуса Христа, на помощь и для обращения окаянного и неблагодарного рода нашего. Это—великое доказательство Твоей к нам совершенной благости, ибо не пощадил Ты единородного возлюбленного Сына своего, но предал Его на позорные страдания и горькую смерть, чтобы спасти нас неблагодарных. Какое это великое и страшное таинство! Какое великое Твое к нам нечестивым и неблагодарным человеколюбие и какая благость! Не мог ли Единый всесильный иным каким-либо способом спасти род наш? Воистину мог Владыка и одним своим божественным мановением исцелить нас. Ибо что для Тебя невозможно? Тебе все работает и повинуется, как Владыке и Создателю; но таково было благоволение пред Тобою, чтобы известно стало неисчетное Твое человеколюбие к нам, окаянным, и пучина щедрот Твоих, и что Ты не только мановением всемогущей Своей божественной силы можешь творить великое и дивное, но исполняешь сие и средствами, почитаемыми у нас ничтожными и слабейшими. Что немощнее человеческой плоти, страдание, креста и смерти, коими Ты посрамил начала и власти тьмы, и самого имеющего державу смерти, гордого и величавого сатану и диавола, который различным нечестием и студодеянием умертвил нас безумных на долгое время? Ныне же Ты покорил и отдал его в попрание под ноги благочестно служащих божественной славе Твоей, и они теперь попирают его и ругаются над ним, прогоняя его, как негодную птицу, изображением непобедимого знамения креста. Такова сообщенная Твоею благостью знамению креста божественная сила, что она бесов обращает в бегство, недуги прогоняет, мертвых восставляет, как бы от сна. Мы же, немощные и убогие, чем возблагодарим за сию Твою к нам благость? Ничего нашего Ты не требуешь, ибо все принадлежит Тебе, —и то, что на небе, и что на земле, и что в морях и безднах: Ты всего этого и Творец и Господь. Одного только, по великой своей благости, требуешь и желаешь от нас, это нашего спасения и неложного обращения и покаяния, ради чего и на смерть предал Ты единородного возлюбленного Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа, животворною смертью которого мы, бывшее дотоле мертвыми, оживились, избавились мрачных адских пропастей и получили восход на небеса. Вход в рай, который некогда был заключен преступлением праотца нашего, опять соделался для нас доступным чрез послушание второго Адама, Господа нашего Иисуса Христа, божественное и животворное воскресение Которого мы и празднуем ежегодно, исполняясь в душах божественного веселия и несказанной духовной радости. Поэтому, воспоем и воскликнем из глубины сердечной: „Благословен Ты, Господи Боже отец наших, препетый и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, препетое и превозносимое во веки, аминь. Ты благоволил посетить нас востоком свыше, то есть, явлением мысленного солнца правды—Господа нашего Иисуса Христа. Мы были умерщвлены нечестием, но Ты оживотворил нас светом Твоего благоверия. Мы были Твоими врагами, сынами диавола и чадами гнева по естеству; Ты соделал нас своими друзьями, сынами и возлюбленными чадами, по благодати Господа нашего Иисуса Христа и дарованием Святого Твоего Духа, омыв нас божественною банею пакибытия. Нас, омраченных всякими прелестями лжеименного разума внешних мудрецов, Ты осветил лучами богоразумия и сокровищами непогрешительного богословия и премудрости; изобильно озаряясь ими, благословим непогрешительно Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога в трех ипостасях, безначального, несозданного,  соприсносущного, бесконечного, Создателя всего видимого и невидимого, благого, человеколюбивого, подателя и виновника всякого блага. „Пред Ним со страхом припадая, воспоем и воззовем: „Спаси нас Твоею благодатью, Пресвятая Троица, Создатель всего и Содержитель! Даруй нам в настоящей жизни благочестно послужить Тебе и исполнять всегда угодное и любезное Тебе со всяким благодареньем и житьем чистым; в будущей же жизни сподоби нас быть причисленными божественному лику избранных Твоих, где слышится глас чистый празднующих, глас неизреченного радованья, ибо Ты Бог наш—любящий, верный и праведный, и мы—Твои люди, по благодати Твоей, и кроме Тебя другого не знаем, имя Твое именуем, и славословим Отца и Сына и Святого Духа, едино Божество и царство. Тебе подобает всякая слава, честь и поклоненье в бесконечные веки. Аминь".


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Сказал Господь Моисею: не сотвори себе всякого подобия (Исх. 20, 4), но не сказал: не сотвори никакого подобия, а всякого, какие делают еллины, изображая подобия и лица волхвов, прелюбодеев и убийц, зверей и птиц и гадов, называя эти подобия

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея (Пс. 118, 160), воззвал Богоотец Давид, освятившись в разуме словом Утешителя. И как же не быть и не называться судьбам правды истинными, когда Бог законополагает и заповедует их на

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.