Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Канонизация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОМЕСТНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1988 ГОДА О ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРП. МАКСИМА ГРЕКА (ЖМП 1988, 9, с. 13-14)

День открытия Собора, 6 июня 1988 года.

Третье заседание Поместного Собора было посвящено прославлению новоканонизуемых святых Русской Православной Церкви.

Накануне, 5 июня, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры была совершена заупокойная всенощная; 6 июня до начала Поместного Собора заупокойную литургию архиерейским служением возглавил архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава. По окончании литургии в последний раз была совершена панихида о вечном упокоении девяти новопрославляемых подвижников благочестия. До начала панихиды на амвон были вынесены их иконы, в конце панихиды архиепископ Варнава окропил их святой водой и совершил чин освящения этих икон. Перед началом заседания Поместного Собора торжественная процессия архиереев, облаченных в мантии, проследовала из Успенского собора в храм Преподобного Сергия Радонежского. После общей молитвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей Духовных школ Московского Патриархата. Содержание доклада было предварительно рассмотрено и одобрено Юбилейной комиссией, Священным Синодом и Архиерейским Предсоборным Совещанием в марте 1988 года. Доклад был распространен в печатном виде и кратко представлен участникам Собора митрополитом Ювеналием. В докладе дан богословский анализ понятия «святость» в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, охарактеризованы различные виды подвижничества святых, представлен обзор истории канонизации (причисления к лику святых) в Русской Церкви в различные периоды: от Крещения Руси до Макарьевских церковных Соборов 1547 и 1549 годов, далее — до учреждения Синода (1721), затем — в Синодальный (1721—1917) и в современный периоды.

Основанием для канонизации являются личное благочестие и праведная жизнь, тот или иной особенный подвиг подвижничества, прижизненные или посмертные чудеса, в некоторых случаях — нетление мощей. Канонизация на Руси известна с XI века, когда были прославлены святые братья-страстотерпцы князья Борис и Глеб.

В заключение своего доклада митрополит Ювеналий изложил выводы о практике канонизации святых в Русской Церкви и представил основания для прославления девяти подвижников благочестия:

благоверного великого князя Московского Димитрия Донского (1350—1389), под руководством которого была одержана всемирно-историческая победа русских над монголо-тата-рами на Куликовом поле (1380);

преподобного Андрея Рублева (1360—1-я половина XV в.), гениального иконописца, автора знаменитой иконы «Святая Троица»;

преподобного Максима Грека (1470—1556), выдающегося переводчика, богослова и философа-гуманиста;

святителя Макария, Митрополита Московского (1482—1563), великого иерарха Русской Церкви, собравшего воедино читаемые на Руси церковно-повествовательные и духовно-учительные книги (Великие Четьи-Минеи), инициатора церковных Соборов, на которых были канонизованы 52 русских святых;

преподобного Паисия Величковского (1722—1794), схиархимандрита Нямецкого Вознесенского монастыря в Румынии, возродившего в России святоотеческую традицию старчества;

блаженной Ксении Петербургской (1732—начало XIX в.), продолжившей древний подвиг юродства Христа ради, обладавшей даром прорицания;

святителя Игнатия Брянчанинова (1807—1867), выдающегося богослова; его «Аскетические опыты» рисуют идеал духовной трезвенности и самоотречения ради стяжания духа мира и любви;

преподобного Амвросия (Гренкова), иеромонаха Введенской Оптиной пустыни (1812– 1891), великого старца, за духовным советом и назиданием к которому приезжали Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой и К.Н. Леонтьев, многие другие известные писатели и общественные деятели;

святителя Феофана (Говорова; 1815–1894), бывшего ректора Петербургской Духовной Академии, строгого подвижника-аскета, за свои уединенные молитвенные труды в Вышен-ской пустыни получившего прозвище «Затворник».

После обсуждения доклада митрополита Ювеналия был совершен чин канонизации. В соборном Деянии о канонизации святых Собор определил: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия» (следуют имена девяти новых святых с краткими характеристиками).

При возглашении имени новопрославленного святого в храм торжественно вносили его икону и возлагали на аналой в центре храма при пении соответствующих тропаря и кондака. Затем при пении величания новому святому Святейший Патриарх Пимен благословлял иконой участников Собора и многочисленных гостей.

В заключительной части соборного Деяния о канонизации святых Собор повелел:

1.  Честные их останки считать святыми мощами.

2.  Составить особые службы новым святым.

3.  Память им праздновать:

благоверному Димитрию Донскому— 19 мая, преподобному Андрею Рублеву — 4 июля, преподобному Максиму Греку — 21 января, святителю Макарию — 30 декабря, преподобному Паисию Величковскому— 15 ноября, блаженной Ксении — 24 января, святителю Игнатию — 30 апреля, преподобному Амвросию Оптинскому—10 октября, святителю Феофану Затворнику—10 января (даты указаны по старому стилю).

Кроме того Собор постановил писать новопрославленным святым иконы для поклонения и чествования, напечатать их жития и наставления.

Было решено «считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Из числа многих признаков свойства и действия истинной и совершенной любви по Бозе, исчисленных божественным Апостолом,  наиболее доказательными признаками сего я признаю то, чтобы не радоваться о неправде, а радоваться о истине. Тот воистину

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Предисловие к настоящему слову неизвестного автора, помещенное в рукописях и в печатном академическом издании в виде Сказания о Николае немчине

„Этот Николай Булев был в богоспасаемом граде Москве долгое время, в начале восьмой тысячи лет, в

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.