Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

Обретение святых мощей преподобного Максима Грека. Часть 1.

Свидетелство преподобнаго отца Максима Грека и о чудесехъ его 

И в лето 7099 году месяца октября въ 13 день прииде с Москвы митрополитъ Иосифъ с освещеннымъ соборомъ к Живоначалныя Троицы Сергиевъ монастырь, и начаша вечерню пети и всенощное пение совершати, и святую литоргию совершиша, и молебенъ пети и воду святити. И приведоша ту много раслабленымъ недугомъ, и глухихъ, и слепых, и прокаженныхъ и хромыхъ, и всякими болезними одержими бяху человецы, и вси ожидающе милости Божия. И митрополит повеле копати над мощами преподобнаго Максима, а самъ со освещениымъ соборомъ исъ святыя соборныя церкви не исхожьдаше, (л. 84) и благодарственъ молебенъ пеша Живоначалной Троицы и преподобным отцемъ нашимъ Сергию и Никону и прочимъ святымъ о явлении преподобнаго отца нашего многострадалного за истинну Максима Грека. И молиша митрополитъ Бога: Господи Боже Вседержителю небеси и земли! Аще вся веси наша согрешения, аще сей отецъ нашъ многострадалный Максимъ обрелъ благодатъ пред Тобою, но яви намъ смиренным на спасение душамъ нашим. И молися святей Троицы на многъ час со слезами и сокрушеннымъ сердцем и со смиренною душею. И бысть сие копание земли над преподобным от шестаго даже и до девятаго [часа]. И возвестися митрополиту, что окопаша гробъ его; и пой-де митрополитъ со всемъ освещеннымъ соборомъ ис церкьви, (л. 84 об.) и прииде и ста при гробе его, и поюще псалмопение. И внезапу быстъ буря велия и ужастъ на всех ту предстоящихъ, и засыпася гробъ его землею, и ужасошася. И начата вторые копати и окопаша, и хотеша иереи подняти гробъ его и нести от земли на верхъ, и быстъ шумъ велий и страхъ, и осыпа землею иереовъ (и) игумена.

И некий человекъ убогий именемъ Михайле Семионовъ сынъ Захеинъ лежа в раслаблении, ни ногами, ни руками не могоша двигнути, 7 летъ и два месяца в той болесни лежа, но и все ми ведаем болезнъ его. И преподобный отецъ нашъ Максим прииде к болному и рече: что не идеши на соборъ в монастыръ видети тело преподобнаго Максима? И глагола болный: но не могу востати. (Л. 85) И взя под главу его рукою своею преподобный и руку его, и востави, и глагола: Михаиле! Иди скоро в монастыр на соборъ и пове-да митрополиту ИОСИФУ, дабы от земли тело его не подымали поверьгь земли, но преподобный Максимъ молихъ Бога, да не проявитъ всенародно тело мое, но молитвами азъ с вами буду, не престая. И невидимъ быстъ. И болный сей Михаило прииде скоро ту, и вси дивишася ему о хождении его, и поведа митрополиту вся бывшая. — И инъ некто слепъ былъ на сели Кле-ме(н)тьеве, именем Филипъ, 12 летъ, и тому такожде явися преподобный, да не подымают тело преподобнаго от земли, и сей здравъ быстъ.

И видитъ митрополитъ чудеса велия содеяся от преподобнаго, и начаша звати вси: слава Тебе, Господи, ( л. 85 об.) и чудна дела Твоя, Господи Владыко, и прослави святыхъ своихъ. И начаша митрополитъ сходити самъ ко гробу и молит святую Троицу и преподобнаго, да покаже токмо тело его святое. И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы беша и мантия и вся на немъ покрывало не истле, и на перьсехъ руце его, и десная рука согбвенна крестомъ, и лествица на пер(с)тахъ его малыхъ, а в левой руце некая книга обретошася; и аще погребоша его первие, но не видеша с нимъ книги. И хотеша митрополитъ взяти книгу, изыде огнь от гроба его; и закрыша его цкою. И повелеша при-кладыватися ко гробу его болящимъ всякимъ недугомъ, и прикладывашася, и святою водою покропиша, и вси (л. 86) з(д)рави быша 16 человекъ исцелишася, и сей велможа Василей исцелишася от недуга своего. И повелеша митрополит каменую гробницу вывести от земли, и образ повеле написати и поставити ту во гробницы, да приходятъ вси народъ и покланяются с верою мощемъ его святымъ. И вси прославиша Бога и святыхъ его.

И по многомъ бдении прииде митрополитъ к Москве и поведа вся подробну о преподобием святейшему патриарху Иову и благочестивейшему государю царю Феодору Ивановичу всея России, и прославиша Бога, давшаго благодатъ рабомъ своим. И повели патриархъ вскоре составити службу ему и во спасение всемъ православнымъ християномъ, приходящимъ с верою к мощамъ его, и молебствуютъ истинно; (л. 86 об.) и составиша службу преподобному того жъ году месяца генваря въ 21 денъ. И праздновавше истинно преподобному отцу нашему многострадалному Максиму Греку, и в той день на праздникъ его исцелеша 5 человекъ различными болезни, и вси про-славиша Пресвятую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа, всех святыхъ Его, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь*.

Приведенный документ чрезвычайно важен во многих отношениях. Он прежде всего свидетельствует о том глубоком уважении и почитании, которым пользовался Максим Грек на Руси. Как видно из приведенного текста, ко времени попытки обретения его святых мощейуже были оставлены службы святому, его житие, и он почитался Русской Церковью как святой. Но при подготовке к обретению его святых мощей при чтении приведенного текста сугубое внимание было обращено на обстоятельства самого события. Весьма важны следующие обстоятельства.

Во-первых, обретение совершалось по благословению святейшего патриарха Иова. Надо иметь в виду, что в то время святейший патриарх не был еще священноархимандритом Лавры, да и статус Троицкого монастыря был в те годы несколько иной, чем в настоящее время. Вероятнее всего, патриарх Иов в данном деле выступает и как предстоятель Церкви, и как правящий архиерей области. Как предстоятель Церкви патриарх Иов уполномочил возглавить это торжество митрополита Иосифа и освященный собор, под которым, судя по обстоятельствам того времени и контексту повествования, имеются в виду клирики кремлевских соборов. Накануне обретения митрополитом Иосифом была совершена вечерня и всенощное бдение, а в самый день ― Божественная литургия и молебен с водоосвящением. В начале раскопок митрополит Иосиф совершил в Троицком соборе молебен Живоначальной Троице и преподобным Сергию и Никону. Таковы церковно-литургические обстоятельства первого обретения.

Во-вторых, очень важно отметить то, что в то время было точно известно место погребения Преподобного, и участники сего важного события сразу же приступили к раскопкам ― “и митрополит повеле копати над мощами преподобного Максима”. Никаких поисков могилы не надо было производить, и это вполне понятно, ибо были живы еще участники его погребения и, как и подобает, вероятнее всего, над местом погребения лежала надгробная плита, которая перед началом работ была вынута.

В-третьих, в сказании дается довольно подробное описание самого обретения. В то время, как митрополит Иосиф с освященным собором пел молебен в Троицком соборе, велись земляные работы-раскопки. Эти земляные работы продолжались, судя по тексту сказания, от шестого до девятого часа. Вероятнее всего, что в сказании имеется в виду византийское исчисление времени, которое до сих пор сохраняется и употребляется в литургической жизни Церкви. Если это действительно так, тогда раскопки производились по современному счислению времени от 12 до 15 часов.

В девятом часу митрополита известили, что раскопки закончены ― “и возвестися митрополиту, что окопаша гробъ его; и пойде митрополитъ со всем освещеннымъ соборомъ ис церкъви и прииде и ста при гробе его и поюще псалмопение”. Поднявшаяся буря засыпала гроб землей. И митрополит распорядился снова раскопать гроб, что и было исполнено. И когда священники захотели взять гроб, чтобы поднять его наверх ― “и начаша вторые копати и окопаша, и хотеша иереи подняти гроб его и нести от земли на верхъ” в это время снова произошел обвал земли, которая засыпала и священников и игумена.

После этого митрополит сам спустился ко гробу, молясь и прося, чтобы “да покаже токмо тело его святое”. Спустившись ко гробу, митрополит Иосиф открыл его. То, что митрополит увидел, в сказании описано очень подробно “И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы беша и мантия и вся на немъ покрывало не истле, и на перъсехъ руце его, и десная рука согбвенна крестомъ, и лествица на пер(с)тахъ его малыхъ, а в левое руце некая книга обретошася; и аще погребоша его первые, но не видеша с нимъ книги. И хотеша митрополитъ взяти книгу, изыде огне от гроба его; и закрыша его цкою”.

Из приведенного описания следует, что в момент попытки обретения мощей преподобного Максима честные останки его после пребывания в земле в течении нескольких десятилетий пребывали нетленными, равно как и одежда, и положенные в гроб предметы. Для нас, готовящихся к обретению святых мощей преподобного Максима Грека, весьма важно выделить в повествовании следующие моменты, а именно, что гроб с честными останками Преподобного приподнимался, и что честные останки его обнажались, а это означает, что в таком же виде, в каком они были обнаружены при первом обретении, нам вряд ли удастся их увидеть. И еще одно обстоятельство. В сказании говорится, что при первом и при втором окопании поднимались бури и осыпалась земля. Это могло привести к некоторому изменению положения честных останков.

Во время работ по обретению мощей преподобный Максим явился одному болящему юноше, исцелил его и сказал ― “Иди скоро в монастыръ на соборъ и поведа митрополиту Иосифу, дабы от земли тело его не подымали поверъгъ земли, но преподобный Максимъ молихъ Бога, да не проявите всенародно тело мое, но молитвами азъ с вами буду, не престая. И невидимъ быстъ”. Юноша исполнил повеление, поведал митрополиту сказанное ему Преподобным, и новых попыток поднятия честных останков Преподобного больше не предпринималось, и они были оставлены на месте их первоначального упокоения. И отныне по распоряжению митрополита Иосифа место упоения честных останков Максима Грека было отмечено на поверхности земли.

Вот какими словами повествует об этом событии сказание ― “И повелеша митрополит каменую гробницу вывести от земли, и образ повели написати и поставити ту во гробницы, да приходятъ вси народъ и покланяются с верою мощемъ его святымъ”. Вероятнее всего, речь идет о постройке маленькой часовни. Во всяком случае слова “вывести от земли” дают некоторое основание сделать такое предположение, да и сообщение о написании образа Преподобного и помещении его “во гробницы” свидетельствуют скорее всего о создании замкнутого закрытого помещения под крышей.

Митрополит вернулся в Москву, доложил патриарху Иову о происшедшем, и патриарх повелел составить службу Преподобному. Это повеление было исполнено к 21 января, и на этот день была установлена память Преподобного. С этого дня совершается ему божественная служба. Так окончилась первая попытка обретения честных останков преподобного Максима Грека. В результате попытки обретения, если следовать тексту сказания, а оно ― единственный документ, в котором рассказывается об этом событии, честные останки Преподобного были оставлены на своем исконном месте, при попытке обретения они были в той или иной мере потревожены, на месте упокоения была сооружена часовня, и стала творится память Преподобного.

Следует отметить, что сказание дает довольно подробную хронологию события и, следовательно, можно восстановить все, что происходило по числам. В сказании сказано ― “И в лето 7099 году месяца октября въ 13 денъ прииде с Москвы митрополитъ Иосифъ с освещеннымъ соборомъ к живоначалныя Троицы Сергиевъ монастыре, и начата вечерню пети и всенощное пение совершати, и святую литоргию совершиша, и молебенъ пети и воду святити”. Год 7099 от сотворения мира соответствует 1591 году от Рождества Христова. Описанные в сказании события происходили в период с октября по январь, т.е. вне зависимости от того, будет ли принято новолетие с 1 марта или с 1 сентября они происходили в течении одного календарного года.

По сказанию, митрополит Иосиф прибыл в Троицкий монастырь 13 октября. В это день церковь творит память святых отцов VII-го Вселенского собора, а 14 октября ― память мучеников Гервасия, Протасия и Назария и преподобного Николы святоши, князя Черниговского, в ближних пещерах почивающего. Называя день прибытия митрополита Иосифа 13 октября, автор сказания имеет в виду, скорее всего, церковный, литургический день, который начинается накануне дня календарного. На наш взгляд именно этим обстоятельством можно объяснить сообщение сказания о том, что по прибытии в обитель преподобного Сергия митрополит Иосиф совершил вечерню и всенощное бдение. Ради памяти преподобного Максима этого не могло быть, так как служба ему, судя по тексту сказания, была составлена уже позднее, по возвращении митрополита в Москву и доклада патриарху о происшедшем и распоряжения патриарха Иова. К тому же в сказании о совершении богослужения говорится практически как о единой службе состоящей лишь из трех частей. Насколько известно из богослужебной монастырской практики XVI века, так оно и было на самом деле ― вечерня, всенощное бдение и литургия совершались практически как одно богослужение, разделенные лишь краткими перерывами.

Из памятей, приходящихся на 13 и 14 октября, такому торжественному богослужению более всего соответствует память святых отец VII-го Вселенского собора. Поэтому, вероятнее всего, что митрополит Иосиф при переводе времяисчисления XVI века на современное, прибыл в Лавру 12 октября. Раскопки совершались с 6-го по 9-й час, или, по современному делению времени суток, с 12 часов дня до 3 часов пополудни. Все остальные события, описанные в сказании в связи с производством раскопок, приходятся, следовательно, на оставшееся время суток 13 октября.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Как тленному сему телу нашему приключается много разных болезней: одни по причине некоторого неблагоприятного и неравномерного распределения входящих в состав нашего тела элементов, а другие по особому божественному смотрению, чтобы привести

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

О меде говорят врачи, что, при естественной своей сладости, он имеет и некоторую часть горьковатости, также и свойство очистительное. Поэтому, загноившиеся раны и неудобоизлечимые очищают разведенным медом, особенно те, которые в этом опытны,

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.