Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

46. Сказани е о Сивиллах, сколько их было.

Сивилла Халдейская, которая называется также Еврейскою и Персидскою, и имеет особое имя Самбефа и считается происходящею от колена блаженного Ноя; она пророчествовала о деяниях Александра Македонского; о ней пишет Никанор, который написал жизнь Александра. Она много написала пророческого о Владыке Христе и о Его пришествии, книг ее имеется 24, в которых повествуется о каждом народе и о всякой стране. Да будет же тебе известно, что Сивилл было в разных странах и в разное время, числом десять. Первая Халдейская, которая называется и Еврейскою, и имеет особое имя «Самбефа» 2-я Либисса, 3-я Дельфийская, 4-я Италийская 5-я Ерифрейская, которая предсказала о Троянской войне, 6-я Самосская, которая имеет особое имя „Пифо", и о которой написал Эратосфен, 7-я Кимейская, которая называлась также и „Амальфея" и „Герофила", 8-я Геллеспонтская, 9-я Фригийская, 10-я Тибуртинская, она же и „Альбунея". И ни одна из них не была родом из южных стран, то есть, эфиопляныня и царица эфиопская. Все они писали свои книги по эллински, то есть, по-гречески; царица же южская, которая была при Соломоне, вовсе не именуется Сивилла, и никаких пророческих книг ни на каком языке не писала. Мне кажется, что солгал тот, кто это о ней написал. Начало стиха: „О треблаженное древо" принадлежит не Сивилле какой и не царице южской, но составлена эта похвала Животворящему Кресту блаженным Косьмой, творцем канона, который так назвал cиe древо потому, что им совершены три величайшие победы: ибо Крестом вся сила вражия и прелесть сокрушены, им смерть умерщвлена и проклятие уничтожено, а также и потому, что на нем пригвоздился плотью Един Святыя Троицы. Поэтому справедливо Косьма назвал святое крестное древо „треблаженным".

Могий вместити да вместит, а не могий пусть не соблазняется о мне, ибо я и сам люблю и хвалю и принимаю то, что проповедуется и содержится истиною соборных и боговдохновенных писаний, а чего в них не нахожу содержащимся и ясно проповедуемым, того не смею принимать, повинуясь тайноглагольнику, строго повелевающему: «в научения странна и различна не прилагайтеся» (Евр. 13, 9), и другому всемирному светильнику, который говорит: „что не написано, о том и рассуждать не следует".


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Незадолго пред сим ты спросил нас, когда и как произошло отлучение латинян от греков и от святой Божией Церкви, и каким образом они изобрели себе новый закон, по которому приносят в жертву при служении опресноки, и хулу на Святого Духа, и усе

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея (Пс. 118, 160), воззвал Богоотец Давид, освятившись в разуме словом Утешителя. И как же не быть и не называться судьбам правды истинными, когда Бог законополагает и заповедует их на

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.