Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

36. Повесть о соборе, намеревавшемся установить, чтобы священники, диаконы и иподиаконы были неженатые

Пафнутий, епископ одного из городов верхней Фиваиды, был муж благочестивый и чудотворец, которому во время гонений мучители выкололи глаз и которого впоследствии царь Константин часто призывал к себе и с любовью лобызал его глаз. Когда епископы хотели соборно установить в Церкви новый закон, чтобы лица освященные: епископы, пресвитеры, диаконы и иподиаконы не сожительствовали с женами, с которыми вступили в брак, когда были еще мирянами, хотели на соборе о сем рассуждать, то помянутый епископ Пафнутий, став среди собора, стал громко требовать, чтобы не налагать тяжкого ига на священных мужей, утверждая, что женитьба есть дело досточестное и что излишнее усердие может причинить Церкви Божией вред. Ибо не все могут нести подвиг бесстрастия и не одинаково могут сохранять целомудрие лица, состояния в супружестве, при чем он называл целомудрием и законное супружеское совокупление; также признавал достаточным, чтобы сподобившиеся причисления к причту, после этого не искали вступления в брак, согласно древнему церковному преданно, но и не разводились с женою, с которою вступили в брак, находясь еще в звании мирянина. И это говорил тот, который отнюдь не познал брака и никогда не имел общения с женою, ибо с детства был воспитан в пустыне и был весьма славен по своему целомудрию. И весь собор епископов послушался слов Пафнутиевых и отложили рассуждение по этому предмету, предоставив воздержание от жены на произвол каждого желающего.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Кончину мира поспешил ты, Николай, предвозвестить, повинуясь звездам; внезапное же прекращение своей жизни не возмог ты ни предсказать, ни предузнать. Что же может быть безумнее твоего безумия? Поэтому, воистину вы учители суетной мудрости, в

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея (Пс. 118, 160), воззвал Богоотец Давид, освятившись в разуме словом Утешителя. И как же не быть и не называться судьбам правды истинными, когда Бог законополагает и заповедует их на

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.