Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

33. Повесть о мучении некоторого новоявленного мученика в греческой земле, чему преп. Максим был самовидцем

Те, которые воистину возложили упование на Господа, пребывают недвижимы, как святая гора Сион, и ни сладкопитание, ни слава, ни похоть плотская, ни горькие муки, ни самый страх смерти не могут их поколебать. Был некоторый юноша, очень благочестивый, украшенный внешним видом и обилующий всякими душевными добродетелями, верою христианин, не вполне обученный книжному делу, но по уму украшенный похвальными обычаями. Он был рабом одного богатого турка и пас его овец на тучных пажитях. Дочь его господина, юная девица, сильно пленилась любовно к нему, но тот отвергал бесовскую любовь ее, как агарянки, и с клятвою удостоверил, что никогда не исполнит ее желания, если ране не увидит ее очищенною христианским крещением и если брак не совершится по закону Божию. Она немедленно на это согласилась и бежала с ним, оставив сразу все: и родителей, и отечество. Но, взирающий на все доброе завистливым оком, не оставил вне своих завистливых сетей и это дело, но подвиг к разысканию самого родителя отроковицы, который, как голодный зверь, устремляющийся на лов, после долгих усилий, нашел их спрятавшимися в некотором лесу, подобно незлобивым молодым оленям, укрывающимся от зверя. Нанеся раны этому любителю целомудрия, он привел его опять в дом свой связанным; узнав же от своей дочери о его чистом и дивном воздержании, удивился, слыша о такой силе целомудрия, и потому, изменив ярость свою на кротость, начал такими ласковыми словами уговаривать его к своей воле: „Откажись, о доброе дитя, от твоей отеческой веры, прими мою и будь таким, как я, и я сочетаю тебя браком эту желаемую тобою дочь мою и сделаю тебя наследником всех моих имений". Добрый же рачитель благочестия, услышав такой совет агарянина относительно веры, весь исполнился Святого Духа, разжегшись душою к любви божественной и к желанию мученичества, и ответил: „Пропади ты вместе с своею дочерью и с своими богатствами, сквернейший сосуд пагубных бесов! Я веру сохраню Богу моему чистою, насколько имею сил, тебя же, и твои богатства, и дочь твою, и самую прелесть безбожного Магомета с радостью отвергаю"! Этими словами будучи раздражен, как бешеный пес каменьями, агарянин, взбесившись, напал на отрока и стал бить его немилостиво кулаками и ногами, потом на добрую его выю надел веревку и, связав руки назад, потащил бесчеловечно и предал судии, как татя и хищника своей дочери, и как весьма хульно уничижившего самого Магомета, и другие многие клеветы возвел на него. Судия же все прочие клеветы оставил без внимания, а обвинял его только ради одной веры. Посредством всяких ухищрений он принуждал и убеждал достохвального юношу, лаская, муча и обещая ему многие блага, и всякими кознями пытался разорить душевный столп прекрасного юноши, но встретил в нем неподвижную гору, которую и пытался сдвинуть с места и спицей хотел провертеть твердейший адамант. Когда же убедился, что никакими насилиями не может подчинить себе убеждение досточудного юноши, то велел надеть ему на шею веревку и медленно подымать его с земли, а потом быстро опустить и при этом сказать ему: „Пощади цветущую твою молодость и не избирай себе напрасно такой бесчестной смерти". Три раза добрый юноша претерпел такое мучительное давление и три раза сказал: „Христос мой Бог и Царь", и после того в радости предал дух свой Христу. Трижды Его исповедав, он трижды и умер за Него. Воистину, прекрасный сей юноша явился славнейшим подвижником за благочестие, великодушно поправ все: и славу, и похоть плотскую, и самую жизнь ради единой божественной любви Христовой.

Устыдимся же мы, которые честнейшие законы Xpистовы ставим ниже скверного разврата, и или вступим в законный брак, или будем нести иго чистоты, как последователи благочестия!


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

О меде говорят врачи, что, при естественной своей сладости, он имеет и некоторую часть горьковатости, также и свойство очистительное. Поэтому, загноившиеся раны и неудобоизлечимые очищают разведенным медом, особенно те, которые в этом опытны,

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Первый грех, как свидетельствует Священное Писание, есть преступление первозданного Адама, за которое он был изгнан из рая, подпал смерти и тлению и был осужден в поте лица своего снедать хлеб свой. Таким образом, в естестве человеческом перв

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.