Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

25. Против безумной и богомерзкой прелести тех, которые утверждают, что по причине погребения утопленника или убитого бывают вредные для роста земных произведений холода

Один эллинский мудрец говорит: „Видел я тело утопленника, брошенное непогребенным и оставленное в пренебрежении, и я не посмел пройти мимо, но похоронил умершего, и зрелище, во всяком случае неприятное для солнца, я укрыл, руководствуясь законом человеколюбия". Другой (подобный мудрец) учит нас человеколюбию говоря: „Утопленников пожалей и сжалься над ними, ибо (опасность) плавания всем известна". Мы же, православные, какой дадим ответ в день суда, не сподобляя погребения брошенные тела утонувших или убитых, но вытаскивая их в поле и огораживая кольями? А что всего беззаконнее и наиболее богомерзко, это то, что если случится, что весной подуют холодные ветры, и по причине их плохо всходит посаженное и посеянное нами, мы, вместо того, чтобы со смирением и истинным исповеданием своих тяжких грехов укорять и осуждать себя и молиться Правящему всем Создателю, если узнаем, что какой-нибудь утопленник или убитый недавно погребен о, какое безумие и бесчеловечие! выкапываем этого несчастного и бросаем куда-нибудь подальше непогребенным, производя этим жалкое зрелище не для солнца, как говорит эллинский мудрец, а для Самого Создавшего его, думая, по своему великому безумии, что погребение его служит причиною стужи! Что может быть безумнее этого безумия и бесчеловечнее этого бесчеловечия, когда то, что и пред Богом и пред людьми неверующими считается человеколюбием и великим милосердием, мы, православные, считаем мерзким и скверным пред Богом? И это тем более, что слышим и ублажаем праведного Товита за то, что он, сверх прочих своих добродетелей, считал лучшим для себя делом то, чтобы всегда со всяким человеколюбием и с прилежанием предавать погребению всякого мертвеца из числа пленных, брошенного ассириянами в поле на съедение зверям и птицам, ради какового богоугодного его обычая, преблагий Бог сподобил его ангельской помощи, послав ему архангела Своего Рафаила в виде человека-путника, который и послужил ему в нужной потребе, и после того, как оказал ему помощь, открыл ему свое ангельское естество и похвалил его за богоугодное его дело, то есть, за погребение брошенных в пленении вавилонском мертвецов и, научив его бояться Бога и всегда угождать Ему такими милостивыми делами, скрылся от него.

Не таким ли же милосердым поступкам научает нас переданная отцами повесть об известном Магистриане милостивом, которого, когда он заболел, милосердый Господь исцелил в ночном видении, послав к нему одного мертвеца, которого Магистриан, найдя нагим, лежащим на земле, пожалел и покрыл своею одеждою? Если бы такие милостивые дела не были угодны Богу, то ни Рафаила не послал бы Он к праведному Товиту, ни мертвеца того не послал бы к Магистриану для исцеления его. Отстанем же, отстанем Бога ради от такового богомерзкого бесчеловечия и будем милостивы ко всякому бедному человеку и пока он жив, и по смерти его, какая бы ни была его кончина. Будем подражать если не некоторым праведникам, то хотя иудеям, которые распяли Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Они просили у Пилата дозволения перебить голени распятых и снять их, потому что была пятница, «да не останут на кресте телеса в субботу» (Иоан. 19, 31), ибо в субботу не позволялось им законом Моисеевым делать какое бы то ни было дело. Вот и беззаконные иудеи, повинуясь своему закону, явили милость к распятым разбойникам и велели снять их и похоронить. Если бы они не желали их похоронить, то для чего приказывали бы снять их с крестов? Также пусть убедит нас и научит быть милостивыми к мертвым Иисус Навин, который, победив пять царей иевусейских, после того, как избил их людей и взял города, велел вывести их из пещеры, в которой они скрылись, и повесить на пяти деревах, а к закату солнца, хотя были и враги, велел снять их и положить в пещере, привалив большие камни к устью пещеры, дабы они не соделались пищею зверей и птиц. Устыдимся также человеколюбию так называемых дельфинов, животных морских, которые, найдя утонувшего в море и отброшенного волнением далеко от берега, подходят к трупу и милостиво направляют его к берегу, дабы он от сродных ему получил погребение. Не служит ли это для нас великим осуждением, когда мы оказываемся пред Богом немилостивее самых бессловесных животных? Они, водясь всажденным в них общим всех Создателем милостивым чувством, милостиво направляют утопленника к нам до берега, как бы так говоря нам: „Вот мы сжалились над ним и направили его к вам: окажите же и вы ему подобную милость и скорее скройте его в недрах земли, общей вашей матери, отдайте персть персти, ибо и у неверных татар и басурманов такое милостивое попечение об утопших и убитых считается великим человеколюбием и милостью". Послушайте со вниманием и научитесь милости и богоугодной любви из того, что я вам расскажу для вашей пользы. Когда я жил в Перекопе, то один татарин был пойман в воровстве и при допросе все рассказал о себе. Царь велел его повесить в воротах, посредине ворот, а не на коле, чтобы для всех входящих в город и выходящих из него он служил уроком правосудия царя и изобличением злого своего дела; но спустя три дня велел снять его и похоронить. Два татарина сняли его и вынесли в поле, и там, согрев воды, обмыли его, окутали в саван и участливо похоронили, а не возгнушались трупом его, не бросили его на съедение зверям и птицам, как поступаем мы по причине великого своего немилосердия и безумия, оказываясь неразумнее бессловесных морских животных дельфинов и неправеднее, немилостивее и неразумнее безбожных татар. И дельфины, получив от Создателя всех такой дар милосердия, не пренебрегают им, но тщательно поступают согласно сему дарованию; также и татары, хотя и чужды евангельского и апостольского законоположения и просвещения, однако, будучи людьми, одаренными разумом, считают справедливым оказывать всегда милость таковым и сподоблять их погребения. Христиане же, народ благочестивый и избранный, наследие Божие и люди Божии возлюбленные, научаемые и просвещаемые постоянно всякими боговдохновенными писаниями, о, какой это для меня стыд! оказываются в этом случае и бесчеловечнее дельфинов и суровее татар. Кто можете достаточно оплакать такое богомерзкое беззаконие и бесчеловечие тех, которые должны бы служить образцом всякого милосердия и правды и правильного понимания для остальных неверных народов и которые ныне служим для них соблазном и преткновением, а своими беззакониями служим причиною того, что великое имя Божие хулится среди неверных народов? Не добра наша похвала! Воспрянем, братья, от глубокого сна неразумия нашего и познаем себя самих, будем осуждать себя пред праведным и страшным Судиею и научимся, что ради множества тяжких грехов наших, которыми мы прогнеляем благоутробие Его, попущает Он на нас различные наказания, и нашествия неверных народов, и холода, и морозы и чрезмерные засухи; всем этим и подобными сим попущениями наказывает нас, когда согрешаем пред Ним, живя беззаконно и преступая святые Его заповеди. Подтверждает это мое слово великий между пророками Моисей, который ясно так завещал древнему Израильскому народу: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. Проклят ты (будешь) в городе и проклят ты (будешь) на поле. Прокляты (будут) житницы твои и кладовые твои. Проклят (будет) плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Проклят ты (будешь)» когда родишься, и проклят когда умираешь. «Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, -и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил» Господа Бога твоего. «Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою» и проказою неисцельною (Второз.28, 15—27). Такие клятвы и наказания, скорби и недуги, бесплодие земли и садов, бездождие и холода посылаются на нас праведным Судьею, когда мы беззаконно и неправедно живем, ненавидя друг друга и враждуя друг против друга до смерти, враждою бесовскою, так что каждый желает пить кровь своего ближнего и брата. Всюду по всей земле распространилось жидовское лихоимство и ненасытное сребролюбие, блуд и мерзость содомская и всякое богомерзкое осквернение разлилось по всей земле, как у скверных язычников, так и между нами, православными, пьянство и скотское объедение, игры и песни сатанинские, отлучающие нас от страха Божия и памяти смерти; «сих бо ради грядет гнев Божий», говоря словами Апостола, «на сыны непокоривыя» (Ефес.5, 6).

Итак, причиною всякого бесплодия земли и безвременных холодов и бездождия служит наша беззаконная жизнь, а не погребение утопленника или убитого. Ибо каждый, братия, пленницами своих согрешений связывается, и каждый свое бремя понесет, и каждый, что посеет, то и пожнет. Отстанем же от такого безумия и бесчеловечия, чтобы и о нас не было сказано то, что сказал святой апостол Павел о некоторых подобных нам преступниках: «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще, и непокориви, и на всяко дело благое неискусни» (Тит. 1. 16). Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Незадолго пред сим ты спросил нас, когда и как произошло отлучение латинян от греков и от святой Божией Церкви, и каким образом они изобрели себе новый закон, по которому приносят в жертву при служении опресноки, и хулу на Святого Духа, и усе

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Обличив, при помощи Божией, иудейское против Христа Спасителя беснование, обратимся теперь, душа, против еллинского злого мудрствования и против их дерзких речей: ибо и они не меньше иудеев мечут богохульные стрелы против нашей христианской в

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.