Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

13. Повесть о возвышении хлеба в честь Пресвятыя Богородицы

Единородный Сын Божий и Слово, соделавшись нас ради человеком, кроме греха, чтобы совозвести с Собою человеческое естество, которое творец зла изгнал древле из рая, претерпев добровольно распятие, смерть и погребение, и воскресши, восшел опять к первоначальной Своей славе, чтобы послать Утешителя Святого Духа Своим ученикам и апостолам. По вознесении же на небо Богочеловека - Слова, самовидцы и слуги Слова, пребывали в горнице, как говорит божественный Лука; затем, по сошествии Святого Духа, не желая, ради служения трапезам, оставить проповедь слова, поставили на это служение служителей. Когда же проповедники спасения садились за трапезу, то на возвышении клали небольшой убрус и на него один хлеб, который должен был вкусить Спаситель, по образу, того, когда Он пребывал с ними во плоти прежде страданий. Когда же божественные святые апостолы вставали после трапезы, то старший и первый из них, приняв в руки хлеб и возвысив оный, говорил так: „Велико имя!" Прочие же ученики Слова отвечали: „Святые Троицы!" И опять служитель тайны говорил: „Слава Тебе, во имя Спаса Христа!" и опять апостолы: „Боже наш, слава Тебе!" При чем имя Святой и Единосущной и Живоначальной Троицы произносилось однажды, а „слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", дважды, ради двух составов и совершенного единения в Богочеловеке – Слове Божества и человечества, двух действ и двух естеств. Совершалось же это тайнодействие святыми апостолами и когда пребывали вместе, и когда разделились, будучи посланы во все концы земли для спасительной проповеди. Когда же имела преставиться Святая и Пренепорочная Приснодева Mapия, Нескверная, Нетленная, Чистая и Пречистая Матерь Слова, Честнейшая и Высшая всех небесных умов, обновление рода нашего, честнейший и богоприятный сосуд всего Божества, апостолы, находясь на концах земли, были восхищены на облаках и принесены в Гефсиманию, чтобы послужить погребению живоначального и пречистого тела Матери Бога-Слова. Собравшись в Сион град, они предали погребений пречистое тело в Гефсиманской веси. По смотрению же Божию, как угодно было Провидящему и Промышляющему о всем, святый великий апостол Фома опять не оказался с прочими святыми апостолами на погребении Матери Слова, как и прежде, когда при заключенных дверях Спаситель, по воскресении, предстал ученикам и преподал им мир, Фомы не было и он не поверил прочим ученикам и последователям, и ради этого доброго его неверия, он, посредством осязания пречистых членов Спасителя  Его ребер и рук научил нас веровать, что Пострадавший нас ради есть совершенный Бог. Так и теперь этот святый великий апостол, по неизреченному и несказанному смотрению Того, Кто все устрояет и всем добре управляет, не оказался тогда на погребении Богоматери, но прибыл, будучи принесен на облаке, спустя три дня и немедленно поспешил с прочими святыми апостолами ко гробу на поклонение живоначальному телу Богоматери. Когда же по неизглаголанному и неизреченному повелению Божию открыли гроб, чтобы видеть и поклониться, то он оказался пустым, не имеющим в себе пречистого тела Богоматери. Этим весь род человеческий получил сугубую веру и спасение, что как воплотившийся Бог-Слово воскрес, так и святое тело Матери Его вознесено от земли к небесным обителям. Возвратившись от гроба, апостолы беседовали с проповедником истины Фомою о том, как они были принесены на облаках, вспоминали слова пения Богоматери, чудеса ее, и окончательное положение ее во гроб, а он с своей стороны поведал им о гонениях, искушениях и бедах, какие он подъял ради проповедания, и назвал по имени города, жители которых уверовали благодаря его проповеди, и чтό видел, когда был восхищен облаком, все им рассказал. Затем предложена была трапеза, после же трапезы, по обыкновению, стали возвышать часть, отделенную в честь Христа Спасителя, находящуюся на возвышении. Когда же служитель сей тайны взял в руки хлеб тот, воздвиг его и сказал: „Велико имя!", апостолы же ответили: „Святые Троицы!", и когда он сказал: „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!" тогда, о, как неизреченны и страшны твои таинства, Христе Царю, коими Ты чудесно управляешь, желая исполнить сильное желание святого апостола Фомы, который желал видеть очами Приснодеву и Пречистую Богородицу! он внезапно видит Иисуса со святою Матерью Его и всеми небесными силами и со всеми от века усопшими, восходящими от земли, к небесам, и будучи в ужасе, апостолы, воздвизавшие хлеб, видя Деву и с Нею от Нее Рожденного, вместо того, чтобы сказать: „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", находясь в удивлений, громогласно возопили: „Пресвятая Богородице, помогай нам!" Остальной же апостольский лик воскликнул: „Тоя молитвами Боже помилуй и спаси нас!" С этого времени такое возвышение „пречистой" совершается в память Самой Богородицы Марии. Творим же это возвышение „пречистой" после того, как встанем от вкушения пищи, во освящение души и тела. Ибо бесчисленные ее чудеса, бывшие от века и до ныне совершаемые, кто в состоянии воспеть по достоинству? Если совокупить красноречие всех витий, так чтобы они соединились в одни уста и один глас, то и тогда они не возмогут найти способа, чтобы поведать таинства чудес ее, какие Она творит на земле и на море: недуги отбегают, бесы прогонимы бывают, плененные освобождаются от горького рабства, терпящие неправду находят избавление от постигшей их скорби. И не только воздвизающий хлеб в честь Приснодевы Богородицы Марии получает избавление от скорбей, но если кто, или персть, или камень, или какую-нибудь траву воздвизает в воспоминание и во имя ее, как я видел и слышал, Она принимает это в такое же возношение. Как Сын ее, Господь наш Иисус Христос, приняв хлеб в руки и сказав: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, и cиe творите в Мое воспоминание»: Христос же есть глава, и потому причастники сего великого таинства, которые достойно причащаются Ему, получат и славу Его и со делаются богами по благодати. Подобно сему благоволили устроители таинств, чтобы ради сего хлеба, который возвышается в честь почитаемого имени Богоматери, мы избавлялись от всякой беды и соделывались причастниками святого тела ее, и ради ее ходатайства избавились бы вечных мук и сподобились бы получить вечные блага молитвами ее и всех от века святых. Аминь.


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Кончину мира поспешил ты, Николай, предвозвестить, повинуясь звездам; внезапное же прекращение своей жизни не возмог ты ни предсказать, ни предузнать. Что же может быть безумнее твоего безумия? Поэтому, воистину вы учители суетной мудрости, в

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Слово это просто и нехитростно, не потому, что оно имеет цель повествовать о делах простых и мало достойных внимания, но потому, что оно назначено не для показания какой бы то ни было излишней и ухищренной мудрости, а чтобы извлечь из глубины

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.