Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою

3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
4 июля - обретение мощей преподобного Максима Грека

1. Послание к некоторому другу, где объясняются некоторые неудобопонятные изречения Священного Писания (а именно: псалмы 1.4,5; 2.6,7; 3.7; 25; 33.11; 31.4; 141,3)

Господину Иоанну, благоразумному и верному другу, желаю радоваться.

Знаю, что ты сильно желаешь получить от меня, малоученого, некоторое краткое наставление к уразумению некоторых неудобопонятных изречений Писания, точному уразумению которых я и сам сильно желаю научиться, и с радостью принял бы такое учение, если бы нашел человека, который мог бы истолковать тайный смысл таких непонятных изречений. Но так как мы имеем неложное Божественное обещание, поощряющее нас к изъяснению Его чудес на пользу слышащих, которое говорит: «Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4, 12), то есть отбрось всякую боязнь и всякое сомнение и решись говорить то, что служит на пользу людям Моим, и Я все исправлю, наполню ум твой премудростью и высоким разумом и языком твоим буду двигать подобно тому, как кто ударял бы инструментом в доброгласные гусли, то, уповая на это неложное обещание или, лучше сказать, повинуясь ему, касаюсь того, что выше моего разума, чтобы исполнить твое доброе желание, насколько Господь вразумит меня.

Начну же с того, с чего и следует начать, то есть с первого псалма, ибо достойно всякого исследования сказанное в нем: «Не так-нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром» (ст. 4), потом прибавляет: «Потому не устоят нечестивые на суде» и прочее (ст. 5). Если же это так, то как Сам Господь говорит в святом Евангелии: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других», и прочее (Mф.25, 32). Как же предстанут перед Судьей все народы, когда «не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных»? Что восстанут все и нечестивые и грешные это доказывается многими другими доказательствами, особенно же тем, что объявил Сам Владыка, говоря: «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан.5, 29). Неужели все это составляет противоречие? Никак. Явствует же из этого, что нечестивые и грешные воскреснут, но не «в воскресение жизни», а «в воскресение осуждения», то есть, воскреснуть не для того, чтобы наследовать жизнь вечную вместе с благочестивыми и праведными, но чтобы быть осужденными и услышать сей праведный приговор о них на суде: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Mф.25,41), как и в другом месте божественный пророк объявил, говоря: «Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога» (Пс.9,18). Отсюда мы научаемся двум некоторым высоким догматам, именно: что души нечестивых и грешных до самого второго пришествия Судии содержатся во аде, и что грешники опять туда возвратятся для вечного мучения. Где же те, которые без ума утверждают, что души грешных очищаются чистительным огнем и затем получают жизнь вечную? Ибо ни в течение многого минувшего времени не могли они очиститься, ни по возвращении в ад приемлют очищение, но «идут», говорит Судья, грешники «в муку вечную», а не к временному очищению, праведники же в живот вечный, а не так, чтобы они получили это посредством очистительного огня, как утверждает латинское лжеучение, последующее Платону, эллинскому философу, и Оригену, начальнику ересей. Получают же сие те, которые всякою правдою и святостью и боголюбезными делами угодили Судии, как Он Сам о них свидетельствует, говоря: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть», исчисляя по порядку и все боголюбивые их деяния. Но об этом достаточно и сказанного. Теперь же, если желаешь, обратимся к рассмотрению второго псалма, если найдется в нем что-либо достойное исследования.

«Я», говорит, «помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение» (ст.6 и 7). Достойно исследования, кто говорит это и о ком сие говорится. Мы утверждаем, что блаженный Давид, озаряемый Духом Святым, предсказал выше имеющее быть по воле Бога Отца уничижение и посмеяние со стороны восхотевших отвергнуть честь Единородного Сына Его, которые, хвалясь без ума, говорят: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» (ст.3); предсказав о сем, пророк Божий присовокупляет, говоря от лица Самого Единородного: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Здесь подлежат исследованию два обстоятельства: каким образом поставляется от Отца царем Тот, Который, как Создатель всего, есть Царь, присно соцарствующий Отцу и Святому Духу, как Бог, собезначальный Им и соприсносущный? Во-вторых, подлежит исследованию и то: если Сын приемлет от Отца в «достояние» все вообще народы и в «одержание» свое «концы земли», как слышим в последующих словах, то как опять Он говорит: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею»? Мы знаем, что гора Сион, на которой был создан Вышнему царем Соломоном преславный храм, находится в черте города Иерусалима, почему (царь Сиона или Иерусалима) признается царем только одной страны Иудейской, а не всех народов. По поводу первого недоумения отвечаем так: Единородный Сын Божий, как Бог, равный Отцу и Святому Духу, имеет присносущно царство над всем; приемлет же оное от Отца и как человек, в виде воздания и почести за великие труды, которыми Он по человечеству крепко подвизался на земле, приняв смерть во славу Отца Своего и за спасение всех людей. Так разрешается первое недоумение. Что же касается до слов: «над Сионом, святою горою Моею», то следует писать и читать так: «Я же поставлен есть Царь от Него». Здесь должна стоять точка, чтобы сказанное имело такой смысл: Я, быв совершен, как человек, поставлен от Отца Моего Царем, приняв в Свое достояние и одержание всю подсолнечную, а не одно только царство иудейское. После точки пусть следует сказанное далее как новое начало: «над Сионом, горою святою Его возвещая повеление Господне», то есть, уча в Иерусалиме, в храме Бога и Отца Моего, иудейский народ и открывая ему то, что повелено Мне Отцем Моим сказать им открыто, как Сам говорит: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» (Иоан.12,49). Итак, следует писать и читать: «Я же поставлен есть Царь от Него». И здесь ставить точку. Затем писать и читать: «Над Сионом, горою святою Его возвещая повеление Господне». Этого разъяснения достаточно об этом.

Следует теперь перейти к третьему псалму и изъяснить сказанное в нем ничто необычное. Ибо здесь псалмопевец, как бы хвалясь, говорит: «Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» (ст. 7). Как же ты это говоришь, о блаженный пророк, когда много лет ты бегал; будучи гоним Саулом, искавшим убить тебя, и переходил из дубравы в дубраву, от одной горы к другой, и от одного народа иноплеменного к другому, уклоняясь от преследований и наветов Саула? Но не о себе, говорит, я сказал это, похваляясь, о читатель! Ибо я не только Саула боялся, убегал и укрывался в горах и в пещерах и в дубравах, но и когда сын мой Авессалом восстал против меня, я не стерпел его ярости, но, как беглец, пешком ушел, бросив всю свою царскую славу; но это я сказал от Лица Воплотившегося Бога Слова, Господа Бога моего, на Которого восстали не один или два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князья и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский, единодушно усиливаясь истребить с лица всей земли божественное и поклоняемое Его имя, гоня не Его Самого, жившего в теле это Он однажды претерпел от иудеев, осудивших Его на крест, но верующих в Него благочестивых из всех народов, которых и теперь непрестанно гонят, различно удручая их по причине благочестивой веры в Него, о которых и говорит Господь: «окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне», Я же, говорит, «именем Господним я низложил их» (Пс.117, 12). И опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых» (Пс.3, 8). И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестивых: царей, властелинов и богоборных князей, явившихся поборниками и защитниками служения скверным бесам, которых, собственно, и называет грешниками, и которые посредством тех гонителей, как бы какими зубами, старались совершенно истребить благочестивый народ, верующий во Христа Бога; но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил. Поэтому и говорит: «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою»; за тем прибавляет, говоря: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое». Тому слава во веки веков. Аминь.

Смотри еще и в другом месте: в псалме 25-м, в конце говорится: «Моя нога стоит на прямом (пути); в собраниях благословлю Господа» (ст. 12). Желал бы я научиться, в чем заключается исправление и похвала этой священной души пророка, по причине которых нога тела его стала на правоте, то есть на ровном и гладком месте, ибо никакое наше исправление по Богу равно как и никакие наши предосудительные дела не утверждают ноги нашей ни на ровном, ни на неровном месте. Что же означает сказанное таинственно пророком? Рассмотрим это так. Во всем псалме этом он исповедуется Господу и перечисляет пред Ним свои исправления по Богу, что он благоугодил Ему во истине, то есть, согласно святых Его заповедей исполнял всякую правду, возненавидев всех мыслящих лукаво и нечестиво, так что и не садился никогда с ними и не сходился с ними в их беззаконных деяниях. И приводит, говоря: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (ст.8). Под местом же жилища славы Его и обителью дома мы понимаем горний Иерусалим, о котором говорит Апостол в послании к евреям: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму» (Евр.12, 22), Которого благолепие и красота неизреченны; сонмы ангелов окружают его, в нем торжество и собрание «первенцев, написанных на небесах,… и духов праведников, достигших совершенства» (ст. 23). Все это желая получить, блаженный сей пророк молится, говоря: «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными». Затем, как бы поясняя, кто такие те, о которых он говорит, продолжает: «у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства» (Пс. 25, 10); таковы же суть все обидчики, лихоимцы и похитители чужих имений, которые неудержимо обижают нищих и убогих, вдовиц и сирот, придумывая всякие козни и клеветы против неповинных, чтобы разграбить их имения. О, какое нечестие! Горе им воистину, ибо они будут мучиться хуже нечестивых, если не ложно достопоклоняемое слово Владыки, которое говорит: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лук.12, 47). то есть, будет предан многим жестоким мукам, и не избавит души своей от неугасимого пламени. «Ибо открывается», говорит, «гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» и прочее (Рим. 1, 18). Да»не погуби души моей», говорит, о Владыко, с таковыми, «ибо я ходил в непорочности моей», то есть, никому никогда зла не хотел и не делал, но поступал со всякою правдою; «избави меня», говорит, «Господи, и помилуй меня». «Моя нога стоит на прямом (пути)», то есть, благочестивый помысл души моей всегда находится в правоте, то есть, неуклонно утвердился в правоте Твоих святых заповедей, и никогда не преступил я ни одной из Твоих спасительных заповедей. По этой причине и я прошу за то от Твоей благости одной этой благодати:»Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными», но «рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь» (Пс.25, 1).

Объяснив таким образом приведенные изречения, рассмотрим, если угодно, и сказанное в 33-м псалме: «Скимны (богатые) бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (ст. 11). Как это понять нам и рассудить правильно, чтобы оказаться истинствующими, а не быть лжецами? Если примем это так просто, то сказанное явно окажется ложью: ибо ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков и ни сам говорящей сие, никогда не обнищали, а напротив, всегда изобиловали всякими стяжаниями и у них избыточествовало всякое богатство. С другой стороны не все взыскающии Господа обладали всякими благами. Неложный свидетель сему тот, кто говорит: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся» (1Кор.4,11.12). Как же правильно это разуметь? Духовно следует сие понимать, и это может быть понятно в таком смысле: бывшие прежде богатыми в духовных дарованиях суть иудеи, которые обиловали догматами непогрешительного богопознания и благодатию пророчества, сходившею свыше на их святых пророков, но впоследствии они всего этого лишились за свое нечестие, коим они дерзнули против Спасителя всех, Христа Бога; под взыскающими же Господа, изобилующими всякими благами духовными, будем разуметь верующих во Христа: апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведных, и всех вообще христоименитых людей, на которых сошел Всесвятый Дух и исполнил их и всегда исполняет всякими дарованиями божественной премудрости и разума. Можно это и иначе понимать: богатые, собирающие себе в этой жизни большие сокровища путем хищения и неправды и всякого лихоимства и упитывающие себя чревоугодием и сладострастием, подобно скотам, эти в будущем веке всего этого будут лишены и вместо того наследуют страшные мучения, как объявил Своим ученикам неподкупный Судья, говоря: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение», воспринимая его здесь; «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лук.6,24). «Взыскающии же Господа», которые с избытком исполняются «всякого блага» духовного, это те, кои добровольно пренебрегают благами мира сего и этой маловременной жизни, в надежде получить и наслаждаться теми неизреченными благами, которые уготованы праведным на небесах, коих «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор. 2, 9), кои да сподобимся и мы получить со всеми праведными. Аминь.

Следует еще разъяснить тебе и сказанное в 31-м псалме: «возвратихся на страсть, егда унзе ми терн» (4) (рус.пер.- свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху). Значение же этого изречения таково: блаженный сей царь и пророк, быв побежден плотскою страстью, согрешил беззаконным смешением с женою Урии и самого Урию неправедно лишил сей жизни. Раскаиваясь в сих беззакониях, он исповедуется Создателю и Владыке всех, говоря: «возвратихся на страсть», то есть, не вознерадел я о своем беззаконии, не забыл о нем и не вознерадел, но «возвратихся на страсть», изнуряя себя всякими видами покаяния и всякими лишениями: неедением, неспанием, возлеганием на земле, слезами и непрестанными воздыханиями, как сам говорит в другом месте: «весь день сетуя хожу» (Пс.37, 7), то есть, в течение всей жизни своей помню о своем беззаконии, и непрестанная печаль и скорбь снедают сердце мое и не дают мне нисколько никакого веселия в жизни. Поэтому, говорит, я сильно скорблю, «смирихся» и «рыках от воздыхания сердца моего». И в другом месте он же исповедуется, говоря: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою». (Пс.6,7). Вот полное и искреннее и Богу благоприятное покаяние, о добрейший, которое не в одном только воздержании в пище и питии полагает надежду своего спасения, но при этом и слезами теплыми всегда обливается и непрестанными стенаниями и сердечною печалью всегда томит себя, возненавидев всякое вкусное питание, всякое плотское наслаждение и упокоение и возлюбив добровольно всякую скорбь и тесноту, всякое поношение и уничижение, ради греха своего. Справедливо поэтому называет он терном грех, который он себе дозволил. Ибо как терн, уязвив ногу, или иную какую-либо часть тела, производит нестерпимую болезнь во всем теле, так и грех, если по навождению лукавого демона дозволит себе его праведник, то тягчайшими муками непрестанно уязвляет душу его, и поэтому он не перестает приносить от всей души покаяние, пока не получит от Бога прощения греха своего. Поэтому пророк и присовокупляет, говоря: «беззаконие мое познах и греха моего не покрых», то есть, без стыда открыл его пред Тобою отцу духовному, «и Ты», Господи, «оставил eси нечестие сердца моего». Затем, уча нас как освободиться от этой скверны, говорит: «за то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно», то есть, пока дается нам время покаяния в этой временной жизни, как и Сам Господь говорит чрез пророка Исаию: «во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Исаия 49, 8), называя временем благоприятным и днем спасения время многоболезненного в теле жития нашего, когда мы имеем возможность каяться и умолять Господа, ибо после разлучения души от тела нет уже покаяния, как ясно научает нас известная божественная притча Спасителя о том ненавистнике нищих богаче, который, хотя и много молил страннолюбивейшего патриарха Авраама, но не сподобился получить от него ни малейшей капли воды, но услышал неприятный оный ответ: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» и прочее, известное читателям. К этому он присовокупил: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16. 25, 26), и этою великою пропастью патриарх, правильнее же, Сам Творец всех и грозный Судья, показал вечное разлучение между грешными и праведными. А что после того говорится в псалме: «и тогда разлитие многих вод не достигнет его» (Пс.31, 6), то этим ясно показывается великое безумие тех, которые, совершив грех, полощатся в банях и думают посредством омовения водой и мылом омыть скверну греховную. Внутреннее чаши и блюда следует очищать теплыми слезами и прилежным покаянием, чтобы и внешнее было чисто. Но об этом достаточно. Теперь перейдем к другому исследованию.

В 141-м псалме написано следующее: «На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня» (ст.3). Это говорится от лица всякого праведного и благочестивого человека, который всегда ходит во святых заповедях Владыки и Создателя всех, которому богопротивные бесы всегда расставляют всякие сети, желая отвлечь его от исполнения спасительных заповедей Божиих. Эти богоборцы, завидуя благочестивым, которые посредством всякой добродетели и праведных деяний усиливаются достигнуть того сана и места, откуда те ниспали, устраивают против праведника такие козни, стараясь отвлечь его от пути, ведущего к Богу. Праведник же, будучи сохраняем и вразумляем благодатью Бога своего, говорит с большим благоговением и дерзновением: «Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня» (Пс.141, 5), то есть: они не перестают, наветуя против меня и усиливаясь всякими кознями запнуть стопы мои, я же, памятуя говорящего: «если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих», и »Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» (Пс.118, 5. 6), не перестаю и не перестану смотреть и уразумевать одесную, то есть, познавать и всегда держать в памяти своей силу заповедей Господа и Бога моего, ибо пока держусь их, не только «не знаем» бываю борющим меня, но и погибают и бегут они от меня и не могут «познавать» меня. Ибо невидимые ратники того «познают», то есть порабощают себе и содержат в подчинении, кто преслушанием заповедей Божиих во всем повинуется им. А кто разумевает и смотрит одесную, то есть, к заповедям Господним, того не могут одолеть и не знают его. Десными же называются божественные заповеди потому, что во второе пришествие Судии преподобные делатели заповедей Его будут поставлены одесную Его. Если же смотрящего и разумевающего одесную не порабощают невидимые ратники, но бегут от него и погибают, и нет между ними взыскающих душу его, то горе, воистину горе, тому, кто всегда смотрит налево и всею душею прилежит злым деяниям, никогда не переставая всяким лихоимством обижать убогих, сирот и вдовиц, грабя чужое посредством разных козней и клевет, и многоразличными нечистотами и осквернениями, как свинья, ненасытно оскверняет себя! Таковой, воистину, безответен и самоосужден, если не поспешить принести покаяние, соответственное его богомерзких беззаконий. Ибо такового, как не взирающего одесную себя, порабощают всегда богопротивные бесы, и в бегстве от него не погибают, а, напротив, успокаиваются и веселятся о нем, как о возлюбленном своем брате и верном друге, и душу его всегда привлекают к себе.

Избави нас, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от таковой погибели и такового гнева! Сподоби же нас, Господи, разумевать всегда прилежно и «смотреть на правую сторону», то есть, святые Твои заповеди совершать делом и истиною, со всяким благоговением и теплым желанием! Ибо, как соблюдающим их «воздаяние много» от Тебя, так и попирающим их с гордостью и великим безумием, надлежат страшные угрозы, осуждение и вечная погибель.

Это тебе от меня, добрейший друже, малое духовное наслаждение, так как ты доброхотно ко мне расположен и сподобляешь меня всякой любви. Приняв это, прочитывай часто и наслаждайся духовно и, если в чем согрубил я тебе, прости меня, друга твоего. Здравствуй!


Из Избранного

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Из числа многих признаков свойства и действия истинной и совершенной любви по Бозе, исчисленных божественным Апостолом,  наиболее доказательными признаками сего я признаю то, чтобы не радоваться о неправде, а радоваться о истине. Тот воистину

ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА

Безпреткновени бывайте иудеем и Еллином и церкви Божией (I Кор. 10, 32), говорит божественное и достопоклоняемое слово Апостола. Каким же образом это может быть нами исполнено, если не правою и православною верою, также житием честным и богоу

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.